Политолог Мария Снеговая (включена минюстом в реестр иноагетов – Полит.ру), профессор истории в Католическом университете Америки Майкл Киммейдж и научный сотрудник факультета военных исследований в Королевском колледже Лондона Джейд МакГлинн пишут
в Foreign Affairs о ключевых компонентах успеха российской пропаганды:
«Несколько факторов помогают Кремлю достичь успеха в идеологической пропаганде. Во-первых, большинство нарративов, которые распространяет российский режим, берет свое начало в реальных настроениях, пустивших глубокие корни среди россиян. После развала СССР российский социум оказался в идеологическом вакууме. Путин воспользовался этой возможностью; в то время как либералы в основном не смогли создать прозападную российскую идентичность, президент РФ просто взял на вооружение множество квазисоветских и царистских нарративов, которые уже знакомы многим россиянам: статус сверхдержавы, культурная исключительность и антизападничество. Путинская версия российской идентичности оказалась успешной отчасти из-за предрасположенности населения к «слепому и воинственному» патриотизму: вера в том, что гражданин должен поддерживать страну независимо от того, права она или нет; что государство может преследовать свои национальные интересы за счёт других; и что принуждение всегда берет верх над компромиссом и переговорами.
Во-вторых, гибкость путинской идеологии помогает режиму приспособиться к изменениям, сгладить расхождения и привлекать разные слои населения, при этом не отказываясь от главного идеологического стержня. В отличие от китайской идеологии марксизма-ленинизма, мировоззрение Путина изложено не в виде философских текстов, а виде знаков, символов и объектов массовой культуры, что делает его более доступным для менее образованных и грамотных слоев населения. При отсутствии одной определяющей партийной линии россиянам не нужно выражать полное согласие с путинской идеологией. Они могут делать это частично или просто жить в её окружении. Вместо того, чтобы сделать из каждого пламенного верующего, пропаганда предлагает гражданам целое меню различных вариаций. Граждане могут выбрать то, что им по вкусу – и это лучшим образом объясняет действия Кремля. Среди новых текучих циклов пропаганда может достигать требуемого результата без ненужных идеологических трений».