Социолог Дмитрий Рогозин пишет:
«Изначально формирующие вопросы – инструмент черных политтехнологов, затем всех политтехнологов, а сейчас, когда политтехнология стала делом государственным, общий, обыденный инструмент для всех служб и учреждений. Черное стало белым, легитимным, правильным, на службе государства. То, что в загнивающем либеральном мире отдано на откуп одиночек <…>, в стране развивающегося патриотизма есть элемент государственной политики.
Цель формирующего вопроса не измерить мнение, а сконструировать и закрепить, сделать безусловным, не подлежащим сомнению. Думать, как дышать, не думая. Вместе, единым строем, с единой правдой, без тени сомнений.
В загнивающем либеральном мире формирующие вопросы опираются на негатив <…>. Чтобы не думать так, как думать не нужно, следует то ненужное очернить, составить ложное высказывание:
– Пожалуйста, скажите, вы скорее проголосуете или скорее не проголосуете за вице-губернатора Бадди Маккея, если знаете, что вице-губернатор Бадди Маккей планирует реализовать новую программу по освобождению преступников, совершивших насильственные преступления и отсидевшими 60% своего срока, если будет избран губернатором? <…>.
У Маккея нет таких планов. Они ему приписаны. И задача опроса не узнать мнение, а посеять сомнение, создать слух, анекдот, сообщение, которое будет передаваться в устной форме, жить своей жизнью.
В мире развивающегося патриотизма очернять, работать со слухами и домыслами нет смысла. Того, кого нужно очернить, можно просто изолировать. Задача заключается в том, чтобы не формировать, а поддерживать очевидность, быть частью общего мнения, закрепить схему: нам многое не известно, там, выше виднее будет. Не нужно стремиться к высотам, голова закружится.
Нет какой-либо разницы из каких соображений и в каком состоянии дал ответ респондент: хотел посмеяться, скрыть свое мнение или, напротив, со всей серьезностью и искренностью проявил себя патриотом своей страны. Важно, чтобы правильное мнение звучало публично, а не публично разделялось как уместное для публичного высказывания, правильное, единственно возможное. И пусть то, другое мнение может считаться своим, но только для своих, не для других. Формирующие вопросы в патриотическом обществе не размениваются на убеждение и поиск одобрений. Они определяют недопустимость публичных неодобрений. Формируется не мнение человека как таковое, а высказанное публичное мнение. И в этом смысле, речь, конечно, идет не о психологическом, а исключительно о социальном воздействии, формировании специфического состава социальных связей, зацементированных одной идеологией.
<…> Формирующие вопросы либерального мира – это жульничество и обман <…>, в мире развитого патриотизма – это государственная идеология».