Галерист и политтехнолог Марат Гельман (включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) в интервью Ирине Шихман, работавший в свое время на Первом канале, рассказал о «продукте» российский пропаганды:
«Все говорят про пропаганду, и мало кто видит идеологию, т. е. продукт, он есть. Все говорят, что у них нет продукта, а он у них есть. И он сложносоставной — "на выбор". С моей точки зрения, это причина того, что общество поддерживает Путина. Условно говоря, три составных составляющих. Первое — это национализм. Безусловно, он растет на каких-то социальных почвах: люди плохо живут, они ищут причины. И националистам всё то, что происходит, продается в виде того, что восток Украины, север Казахстана — это всё "наши земли", которые просто должны быть частью России. И националисты это слышат. Второе — это имперское. Ну, советское: не надо ничего присоединять, но надо, чтобы соседние страны поделились с нами частью своего суверенитета. Потому что мы великие. Чтобы они были к нам лояльны. Чтобы мы по отношению к ним были также, как, условно говоря, Америка по отношению к Европе. Т. е. основным поставщиком смыслов. Этой части продается идея, что надо брать Киев, надо убирать эту власть. И балтийские страны, и Финляндию, и проч. И третье — то, что, мне кажется, исповедует сам Путин (и то, что и угробит его). Это не просто реваншизм. Типа мы проиграли прошлую войну, мы должны отыграться. А это реальное желание "вернуться". В какое-то время. Периодически им хочется вернуться в XIX век, периодически — в 45-й год XX века. Это идея "золотого века". "Когда-то было хорошо". Пока этот "возврат" в прошлое не получается. Потому что разные внутривластные группы хотят в разное прошлое. Для одних Сталин всё еще враг, а для других – эффективный менеджер».
*Внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов