Журналист Глеб Черкасов в издании «Forbes» пишет:
«Является ли нынешняя конфигурация федеральных органов власти оптимальной или возможна другая, более простая в использовании? СССР жил и процветал без постоянно действующего парламента, депутаты собирались на сессии, чтобы утвердить законы, возможно, эта практика может показаться вполне уместной. Ну и отчего же министрам нельзя быть депутатами? Или, например, главам регионов?
Сохраняется ли нынешнее федеративное устройство Российской Федерации или может быть предложен иной, более соответствующий представлениям Кремля об уместном формат? В конце концов, закрепленный в Конституции статус регионов — дань политическим обстоятельствам начала 1990-х, когда роль региональных элит была довольно высокой. Сегодня обстоятельства совсем другие. А если сохранять федеративное устройство, то сколько субъектов остается, какие у них права, каков статус их руководителей, как они получают свои должности, как и перед кем отвечают за плохую работу?
Решение только этих двух вопросов потребует масштабной управленческой перестройки.
А такая перестройка затронет и то, с чего все начиналось: государственную идеологию. Мало вписать упоминание о ней в Конституцию. Надо еще и решить, кто за нее отвечает: от формулирования до соблюдения. Будет это какой-то из существующих институтов или надо создавать новый? Возможно, придется изучить опыт иранских товарищей, в том числе историю создания Корпуса стражей исламской революции. В этом случае вся вертикаль власти так или иначе начнет зависеть от позиции хранителей идеологии.
Главная же проблема в том, что государственную идеологию предстоит еще сформулировать. И вот тут возникает риск. Нет гарантий, что идеологические поиски не размоют единство власти — хотя бы потому, что никогда раньше она не пыталась обсуждать внутри себя такого рода вопросы».