Журналист Глеб Черкасов в издании «Forbes» пишет:
«Глав[а] СВР Серге[й] Нарышкин (считает – Полит.Ру) <…>, что российские стипендиаты американских культурных и образовательных программ могут стать основой для “пятой колонны” <…>.
Предвыборные обстоятельства, упомянутые директором СВР, тут скорее повод для начала большого общественно-политического разворота, в котором общественное будет даже важнее политического.
Не стоит вспоминать, кто из ныне важных чиновников или общественных деятелей проходил упомянутые главой СВР или иные стажировки, обучался в Европе или даже читал там лекции. Это не так уж важно. Люди жили по признанным правилам, действовавшим не год и не два.
Правила сейчас стремительно меняются. Теперь мэр города или вице-президент госкорпорации могут и призадуматься, прежде чем отправить детей на учебу в Европу или США, по причине потенциальных проблем для их будущей карьеры в России <…>. Контакты, в том числе и образовательные, с некогда партнерами, а ныне “недружественными странами” не то что под запретом, а под сомнением. Это, кстати, вполне ложится в канву “национализации элит”, заявленной российскими властями 10 лет назад.
<…>
Станут ли все эти люди в одночасье обвиняемыми? Навряд ли. Будут ли в одночасье перечеркнуты их карьеры или деловые начинания? Совсем не факт. Пока известно только то, что люди, получавшие американскую стипендию, слегка сомнительны. <…>.
Чем-то это похоже на создание и развитие института “иностранного агента”: начиналось все с зафиксированного иностранного финансирования и за 12 лет достигло нынешней широты и размаха. Собственно “американские стипендиаты” вполне могут быть подведены и под этот закон, однако на самом деле тут открываются более масштабные перспективы.
Не хочешь неприятностей — не общайся с людьми из “недружественных стран” сверх разрешенного и санкционированного. А поскольку список может расширяться (или сокращаться), то осторожность не помешает в принципе. Поначалу такая практика может показаться немного странной, однако через некоторое время сомнений никаких не останется».