Предприниматель Гор Нахапетян и академический директор программы «Тандемократия» Сколково Виктория Михайлова в издании «Forbes» пишут:
«Партнерство как стратегия развития показало результативность на глобальном рынке. Но в России оно практически не развивалось. Шагнув в рыночные отношения, российский бизнес сразу же внедрил инструменты построения стратегии, в основном опирающиеся на идею соперничества и конкуренции. События 1990-х культивировали самодостаточность бизнеса — ведь именно с тех времен остались опасения, что любой партнер может «кинуть» и «отжать» бизнес. Многие предприниматели и сейчас осознано избегают бизнес-партнерств, даже если они позволят развиваться быстрее и достигать больших результатов. Парадоксально, что при этом у российских предпринимателей бизнесы часто номинально оформлены на третьих лиц: членов семей, друзей. И отношения держатся на честном слове.
При этом рост и развитие компаний, появление семейной преемственности, в принципе, потребность думать в долгую, требуют умение выстраивать партнерство как в его психологических аспектах, так и в формальных.
И хотя после февраля 2022 года бизнес всех уровней разочаровался в жестких и детально прописанных контрактах, но и “на честном слове” дальше работать также не может. Поэтому по сути он находится в стадии экзистенциального кризиса. Эта тенденция наблюдается во всем мире в виде поиска новых теорий или моделей, вплоть до воскресения таких концепций как “племя”. <…>.
В большинстве случаев бизнес-партнерства появляются хаотично, они изначально нестабильные и непродуманные. И часто, когда возникают сложности, предприниматели оказываются к ним не готовы и просто не знают, как действовать, учатся на собственных ошибках. Для первого или второго поколения бизнесменов такой подход к ведению бизнеса считается нормальным. Но по мере созревания и увеличения бизнеса, растет и потребность как-то упорядочить и структурировать отношения со всеми партнерами или стейкхолдерами, в частности, с сотрудниками — выстроить человекоцентричную систему взаимоотношений, которая позволит бизнесу гармонично расти и развиваться.
В компаниях с несколькими совладельцами это и вовсе критично. Ведь многие предприятия разваливаются именно из-за разногласий учредителей. Во время кризиса случается буквально все, от самых лучших до самых печальных сценариев. В лучшем случае один из основателей продает свою часть бизнеса и уходит, оставляя серьезный пробел в экспертности, а в худшем — на рынке появляются две конкурирующих компании, которые тратят ресурсы на соперничество вместо развития или же бизнес просто загибается.
При этом две трети крупнейших мировых компаний-“единорогов” имеют двух или более учредителей. При грамотном партнерстве бизнес растет куда сильнее, чем при единоличном управлении».