Журнал «Горький» опубликовал отрывок из монографии Брайана Стила «Томас Джефферсон и американское национальное самосознание»:
«Джефферсон не представлял, чтобы американцы каким-то образом оказались свободны от законов человеческой природы, и вместе со многими американскими мыслителями, включая Адамса, полагал, что только длительная адаптация, практика и опыт свободы могут сделать народ способным наслаждаться ею и поддерживать ее. Что его отличало, так это вера в то, что американский социальный и исторический опыт сделал демократическую американскую политику возможной и необходимой. Именно это своеобразное сочетание влияний на американский характер <…>, по его мнению, привело к созданию уникального в истории человечества национального характера. <…>
<…> Джефферсон утверждал, что американцы «с колыбели чтили» «святость закона», установленного правлением большинства как «фундаментального закона природы, с помощью которого общество только и может осуществлять самоуправление». Народ Франции, с другой стороны, «еще не привык признавать... lex majoris partis» и «никогда не имел привычки к самоуправлению». В результате французы, очевидно, были готовы согласиться с доминированием меньшинства в Директории и Совете пятисот. У американцев, предположил Джефферсон, самоуправление было «почти врожденным». И именно «это единственное обстоятельство» смогло, «вероятно, решить судьбу двух наций». <…> Джефферсон мог с такой надеждой относиться к американскому будущему именно потому, что мыслил в терминах национальной (а не универсальной) истории.
<…> Притом что взгляды Джефферсона обычно связывали с поддержкой универсальных прав человека <…>, он был гораздо более восприимчив к национальным особенностям, чем федералисты, которые <…> стали настоящими поборниками «единства универсального человеческого опыта». Вот почему федералисты, утверждал Джефферсон, используя особенно красноречивую фразу, работали «над восстановлением... на практике власти, от которой отказалась нация» <…>. Они трудились над тем, чтобы «поддерживать свой основанный на привилегиях порядок в блеске и праздности, очаровывать взоры людей и возбуждать в них смиренное обожание некоего ордена высших существ и подчинение ему». <…>
<…> Оглядываясь назад, Джефферсон с трудом мог представить себе, что будущее предложит какое-либо значительное улучшение фундаментального проекта, к которому американцы были настолько близки, — модели, которая, по его мнению, окажет преобразующее воздействие на мировую историю.
<…> Америка, с одной стороны, являла собой законный и оптимистичный пример для остального мира, с другой — этот пример не был легко или случайно достижимым или постоянно устойчивым без достаточного внимания к национальному характеру и институтам. <…> Пока что, неоднократно утверждал Джефферсон, только в Америке люди были фактически свободны, чтобы реализовать свой естественный потенциал самоуправления. <…> Знаменитая борьба за демократию, по крайней мере в то время, имела тенденцию заканчиваться на границах Соединенных Штатов. Другие народы могли иметь демократию американского образца только тогда, когда они стали бы больше похожи на американцев. Американцы могли оставаться надеждой мира на будущее только до тех пор, пока они сохраняли свой замечательный характер и условия, которые его культивировали».