будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Март 12, 2024
Конспект

«Горький» — о критике современности

Издание «Горький» пишет о недавно вышедшем переводе книги «Кризис повествования. Как неолиберализм превратил нарративы в сторителлинг»:

«Книгу Хана можно пересказать следующим образом. В старом мире, где еще было “сообщество повествования”, люди жили рассказами о самих себе и окружающей реальности. Повествования объединяли нас, делали возможными искусство, любовь, близость, политику, историю и философию, ведь и само мышление в действительности представляет из себя не что иное, как рассказ <…>. Но капитализм и либерализм постепенно лишили нас очарования и действенной силы историй, замещая повествования сторителлингом, или маркетинговой стратегией оформления повседневной жизни. <…>

<…> Однако в книге Хана нет внятной работы ни с теорией, ни с недавними нарратологическими исследованиями, ни с примерами сторителлинга. “Вкус” повествованию вернуть невозможно. Точка. <…> Со страниц эссе то и дело слышатся проклятия смартфону и всем способам взаимодействия с ним: лайк, шер, репост, свайп, скроллинг. Иногда повествование Хана не можешь не сравнить с недовольным ворчанием человека, который не понимает “эти ваши экраны”, зато разбирается в философии.

Хан пишет: “Сториз на таких цифровых платформах, как Instagram или Facebook, не являются рассказами в собственном смысле. Они не обнаруживают никакой нарративной протяженности. Они являются простыми последовательностями моментальных снимков и ни о чем не рассказывают. В действительности они являются не более чем визуальной информацией, которая быстро исчезает. Ничего не остается. <…>”

Но о чем именно тоскует философ? Исходя из некоторых главок вроде “От повествования к информации” может сложиться впечатление, что Хан переживает об утрате эпического способа рассказывания, когда предание, традиция и завершенность начинают разъедать открытость и “настоящее время” романа. Неслучайно он опирается на эссе Беньямина “Рассказчик”, в котором говорится о том, что повествование начинает понижаться в своем значении с приходом романа. <…>

Под прицелом философа — превращение рассказа в информацию, которое оказывается возможно благодаря “прозрачности” нашего общества. Это один из излюбленных образов Хана. Общество прозрачно, то есть не знает больше умолчаний, загадки, утаивания, интриги, напряжения — всего того, что делает историю занимательной. Различие между целостным и фрагментированным способом рассказывать ухвачено Ханом весьма ловко, однако далее этой констатации, притом с неизменно моралистской интонацией, он не идет. Да, отличны. Да, наша память о собственной жизни изменилась вследствие того, что информация о ней циркулирует в виде разрозненных фрагментов <…>. Но почему это сводится к констатации, что “раньше (когда?) было лучше”. <…>

<…> Цифровой мир, считает он, лишает нас сообщества, на место сообщества приходит коммуникация, а коммуникация (требование “быть на связи всегда”) лишает нас личного общения <…>. Но не пытается ли книга тогда навязать нам весьма поверхностный выбор: собираться в тени деревьев и рассказывать истории или — постить, шерить и лайкать.

<…> Сложно поверить, что морализм этой книги, не снабженный анализом современной цифровой теории, может помочь возникнуть вниманию к кризису повествования и критическому отношению к нашей повседневности. Многие утверждения Хана сложно не признать справедливыми, но пока они ограничиваются опорой почти исключительно на работы философов и писателей XX века, выбранных весьма произвольно, они не приближают нас к пониманию феномена вечно изменяющихся медиальных и нарративных практик. И в конечном счете такая критика современности рискует сама разойтись на рилсы, призывающие отказаться от соцсетей, то есть будет поглощена миром, который пытается обличить».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).