будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Апрель 2, 2024
Конспект

«Горький» — о судебной реформе 1864 года

Издание «Горький» опубликовал фрагмент монографии Татьяны Борисовой «„Темное чувство истины“. Культурные истоки Судебной реформы 1864 г. в России»:

«Широко известен девиз нового правосудия, начертанный на зданиях обновленного суда — “Правда и милость да здравствуют в судах”. Он посылал сигнал подданным о примате этики в теории и практике реформированного правосудия. Менее известно, что реформаторы планировали привести в действие новый этический режим «правды и милости» с помощью моральной категории “совесть”. <…>

Судебные уставы 1864 года и специальная юридическая литература определяли совесть как “внутреннее убеждение”, которое, по мысли законодателя, в новом суде должно было скорректировать и дополнить применение закона. Это внутреннее убеждение касалось нравственной стороны дела. <…>

Однако если подставить “внутреннее убеждение” вместо “совести” в приведенную формулу (государство права и государство совести), то получалось, что усилия героев Судебной реформы были направлены на сосуществование “государства права и государства внутреннего убеждения”. Абсурдность этой формулировки показывает, что вопреки декларациям об индивидуальном внутреннем убеждении на деле под совестью понималось скорее коллективное, групповое представление о нравственном и безнравственном.

<…> В литературе редко обращают внимание на то, что совесть обвинителей также была “задействована” в новых Судебных уставах. Так, если в результате судебного следствия обвинитель убеждался в невиновности обвиняемого, то закон требовал отказаться от обвинения и сообщить об этом суду “по совести”. Как видим, совести была придана большая сила для того, чтобы судебное следствие, взвесив все доказательства обвинения и доводы защиты, справедливо решало вопрос о вине, ответственности и необходимом наказании или снисхождении. Такое соизмерение требований закона и совести в новом суде должно было привести к торжеству “правды и милости”.

<…> Вопрос о том, как будет прилюдно судить совесть потенциально очень разных присяжных в реформированных судах Российской империи, был открытым. Кроме того, за ним стоял еще более важный вопрос — кто будет отвечать за решения, принятые по закону и совести? Эти вопросы нервировали не только губернаторов и министров. Свой знаменитый роман о “крови по совести” Достоевский выпустил именно в 1866 году, когда судебные залы распахнули свои двери для публики, а присяжные заняли место на сцене рядом с “коронными судьями”. Действие совести в суде, в отличие от закона, было непредсказуемым. Но именно так, по мысли законодателя, правда и милость должны были обрестись в новом суде после реформы 1864 года».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).