Руководитель Бюро изучения стран Латинской Америки и Карибского бассейна, советник посольства России в Аргентине (2008–2012) Дмитрий Кравцов В издании «Россия в глобальной политике» пишет:
«Концепция западной цивилизации постепенно дробилась, создавая нарратив о государствах-цивилизациях – другими словами, о государствах с тысячелетней культурой. Их цивилизация включает в себя современность с определённой степенью культурной, этической и политической последовательности.
Одним из примеров современного государства-цивилизации является Япония: на своё поражение во Второй мировой войне она отреагировала конкурентным решением – соревнованием с Западом в развитии технологий и инноваций, ускоренной сельскохозяйственной и промышленной модернизацией; страна «обновилась» до версии современности, не утратив собственные традиции и ценности. И это не модель либеральной демократии, активно продвигаемой Западом – это несколько иное.
Другой пример – Индия и Китай, тысячелетние культуры, государства-цивилизации, которые широкими шагами прокладывают себе дорогу на вершину мировой иерархии, и в унисон этим шагам центр силы начал постепенно смещаться на Восток, что ближе к середине текущего века может привести западную цивилизацию к угасанию доминирования в международных отношениях.
Латинская Америка также имеет вековые цивилизационные традиции, но её отличие от Востока заключается в том, что она не отвечает на вызов современности адекватно. Это можно объяснить отсутствием противостояния как с Западом, так и с Востоком.
Принимая во внимание эти тенденции, уместно задаться вопросом, намерены ли современные государства-цивилизации вернуться к периоду 1648 г., когда был заключён Вестфальский мирный договор, который положил конец многолетним войнам, возвёл в абсолют национальное государство, существенно снизив роль империи.
Вопрос не праздный, поскольку политическая теория предполагает, что в государствах-цивилизациях власть основывает свою легитимность на имперском наследии, на традиционных ценностях и кодах, глубоко укоренившихся в сознании народа, где демократия всего лишь нюанс – это долгая и непрерывная история, которая хранит самобытность и отвергает внешние попытки навязать ей чуждую систему ценностей; именно то, что в данный момент является основой текущей политики Индии, Китая, стран Латинской Америки и Японии. <…>
Cделаем несколько уточнений. Китай имеет совершенно иные отношения с обществом, чем страны Запада; это государство обладает гораздо большим естественным авторитетом и легитимностью, которая глубоко укоренилась в его истории. В области внешней политики Китай пытается конструировать новый глобальный порядок исключительно на основе своих «цивилизационных» ценностей. Другое дело – Индия. Её подход является прагматичным: продвигая свои ценности на различных международных площадках, она стремится к достижению главной цели – получить постоянное место в Совете Безопасности ООН. Что касается России, то, учитывая необъятные «холодные» территории, можно условно обозначить её как сильный Север, который полноценно дополняет Запад и Восток. Притом сильный Север объективно крупнее и, как показали события периода февраля 2022 г. – весны 2023 г., мощнее многих. И это очередное подтверждение того (согласен с этим кто-либо или нет), что Россия – несомненно, держава, обладающая в том числе крепким государственным стержнем».