Экономист Григорий Баженов подводит итоги экономических преобразований большевиков:
«Вообще, я не самый большой поклонник исторического ресентимента любого толка <…>. Ресентимент не дает нам возможности адекватно оценить прошлое, мы слишком зацикливаемся на частностях, увлекаемся черри-пикингом и превозносим то, что нам нравится, закрывая глаза на то, что нарушает нашу уютную картину мира.
Если же не увлекаться ресентиментом, а читать профессиональные работы по экономической истории, можно получить намного более адекватное представление о прошлом. <…> Предлагаю ознакомиться со статьей <…>Андрея Маркевича и Марка Харрисона "Первая Мировая война, Гражданская война и восстановление: Национальны доход в России 1913-1928 гг." <…> Фактически до работы Маркевича и Харрисона (М&Х) в динамике благосостояния России и СССР зияла дыра с 1913 по 1928 год. <…> Один из самых драматичных периодов нашей экономической истории был по сути слепым пятном. <…> М&Х решили восстановить этот пробел. <…> Результаты. Экономика в годы Первой мировой войны:
— функционировала достаточно успешно; к 1916 г. падение было меньше чем 10 % от уровня 1913 г.; <…>
— большая часть падения ВВП (две трети) произошла после революции.
Экономика в годы Военного коммунизма и Гражданской войны:
— Большая часть падения ВВП случилась до 1919 г. – года наиболее активных боевых действий, что косвенно указывает на национализацию и реквизиции хлеба, начавшиеся в 1918, как причины кризиса;
— Создав к 1920 первую версию командной экономики, большевики сумели стабилизировать выпуск, но не смогли добиться существенного восстановления <…>.
Экономика в годы НЭПа:
— Советский ВВП на душу населения в 1928 г. был ниже уровня 1913 г. на примерно 3% <…>;
— Скорость восстановления замедлялась к 1928 г. несмотря на то, что уровень 1913 г. не был достигнут. <…>
Экономика в годы Сталинской индустриализации:
— Советский ВВП на душу оставался ниже уровня 1913 г. до по крайней мере 1930 г. (и был на четверть ниже гипотетического тренда) что ведет к более пессимистичной оценке достижений сталинской индустриализации.
— Первая Мировая война нанесла экономике Российской империи ущерб, сопоставимый с тем, что наблюдался в других континентальных европейских странах, принимавших участие в ПМВ.
— <…> В краткосрочной перспективе гражданская война сказалась на России хуже, чем на Испании в 1930-е гг. или США 1860-е гг., и примерно также плохо как на Китае в 1940-е гг <…>.
— Гражданская война и годы военного коммунизма – крупнейший кризис в новейшей истории России. <…>
— <…> Успехи сталинской индустриализации сугубо с точки зрения экономики крайне ограниченные. Фактически страна просто вернулась к своему долгосрочному темпу роста.
Предлагаю на этом спекуляции об успехах большевиков прекратить».