Депутат, председатель Комитета Государственной Думы по культуре отреагировала на курс платформы «Арзамас» о военных фотографиях Евгения Халдея:
«Некие «современные фотодокументалисты» разбирают в подробностях работы Евгения Халдея.
Преодолевая острые позывы тошноты <…>, приведу вам два таких «разбора»:
«Что бы увидел на этой фотографии советский человек? <…> Обычно на снимках с таким названием люди ликуют, встречают солдат с цветами. Но тут мы видим, что люди скорее растеряны. Они не знают, чего ждать.
<…> Эта фотография не о ликовании при встрече солдат, а о двусмысленности того, что произойдет дальше. <…>Атмосфера на снимке мне кажется гнетущей, депрессивной: противопоставление танков и женщин, сырая земля… Эта фотография не о радости, она скорее о начале очередной мрачной страницы истории, о предчувствии очередной формы насилия.
«Салют в освобожденном Севастополе» (1944).
Это постановочный снимок. Идеальный для того, чтобы опубликовать его в газете вместе с новостью об освобождении Крыма — для поддержания боевого духа. Но я считаю, что на самом деле это фотография с двойным дном. У Халдея было все в порядке с чувством юмора и иронией. <…>
Солдаты стоят в организованном Халдеем кадре — он попросил их пострелять в воздух. Они вроде бы радуются тому, что им удалось освободить город. И ты тоже сначала этим проникаешься. Но вдруг понимаешь, что эта эйфория совершенно неоправданна, что в действительности радоваться нечему: война еще не закончена, и жизнь этих солдат может завершиться в любой момент. Важную роль в этом понимании играет задний фон: разбитая баржа, дым, памятник затопленным кораблям — картина полнейшей разрухи.
<…> Раньше этот кадр был образцовой пропагандой, а сейчас его абсурдность просто бросается в глаза…»
<…> Мало того, указано, что эта пакость является «совместным проектом с Еврейским музеем толерантности», а материал подготовлен «при участии Мультимедиа Арт Музея, Москва».
Господа музейщики, вы в своем уме?! Развидеть, как теперь говорят, это не удастся. Можно только прекратить. <…>
Такие вещи надо сбивать системой «гуманитарной ПВО». Без дискуссий. В мелкие дребезги. Повсеместно: в культуре, образовании, информационном пространстве. В реальности и виртуальности».