Политолог Александар Джокич в издании «Новая газета. Европа» пишет:
«Уход (Александара – Полит.Ру) Вучича с поста председателя партии — вряд ли будет иметь какие-либо политические последствия для Сербии.
Во-первых, Вучич почти все время, что он руководит страной, избегает занимать важнейший, согласно сербской Конституции, пост премьер-министра. Будучи фактически самым влиятельным политиком в Сербии с 2012 года, он провел в кресле премьера всего два года — с 2014-го по 2016-й. Политическая стратегия Вучича — сосредоточить в своих руках побольше неформальной власти, но минимизировать свою ответственность в глазах избирателей за происходящее в государстве. Иными словами, править из тени. Формальная отставка с поста лидера партии, но не с поста президента — продолжение этой же логики бегства от ответственности.
Во-вторых, решение об отставке трудно назвать сюрпризом: Вучич годами грозился уйти с позиции лидера Сербской прогрессивной партии. Впервые подобное заявление он сделал 31 мая 2016 года, выступая с прощальной речью в качестве премьер-министра. «У меня есть еще несколько идей, которые нужно реализовать в нашей политической партии в ближайшем будущем, после чего [я уступлю лидерство, и] пусть другие продолжают мой путь», — обозначил тогда свои планы Вучич, готовясь занять пост президента.
К слову, его предшественник на президентском посту Томислав Николич в соответствии с Конституцией Сербии сложил с себя полномочия лидера Сербской прогрессивной партии, став президентом страны.
Вучич же де-факто нарушал Конституцию, так как все последние годы посты совмещал.
В-третьих, Вучич передает своему преемнику партию не окончательно. Он уже заявил, что на Видовдан (главный национальный сербский праздник, отсылающий к битве на Косовом поле в 1389 году) собирается сформировать новое общественное движение. В его основу ляжет все та же Сербская прогрессивная партия. Смысл политтехнологических решений Вучича, таким образом, в том, чтобы продемонстрировать некоторое обновление лояльных Вучичу сил, которые теперь будут давать ему легитимность, просто под другим брендом.
Если после смерти многолетнего авторитарного лидера коммунистической Югославии главным государственным слоганом был «И после Тито — Тито», то в современной Сербии актуален девиз «И после Вучича — Вучич»».