Политолог Александр Кынев говорит в комментарии для издания Public Opinion:
«История политических учений знает огромное количество доктрин, но почти ни одна из них не стала идеологией, и встает вопрос, почему. Идеология формируется долго, и почти никогда не берется ниоткуда. Теория исторического институционализма говорит, что среди норм и правил выживают те, которые базируются на уже накопившихся представлениях.
Успешно только то, что формулирует те установки, которые и так присутствуют в массовом сознании, уже присутствуют в обществе. Попытка придумать что-то абстрактное и далекое от реального общественного запроса приведет в лучшем случае к профанации, имитации, как в позднем СССР с его теорией развитого социализма. К реальной жизни это отношения не имело, и попытка что-то навязать приведет только к формальному соблюдению ритуалов при фактическом высмеивании и презрении. Я убежден, что Россия по состоянию именно общественной этики — это проевропейское государство по ценностным установкам, это христианская цивилизация, во многом буржуазная. Многие коллективистские вещи были дискредитированы за годы СССР, хотя сейчас пытаются создать отсылки к нему, но это не работает. Если бы в обществе был бы коллективизм — были бы миллионные митинги "за" и "против", но у нас общество индивидуализировано. Наша проблема в том, что часть номенклатуры живет в своих доктринах, не имеющих отношения к реальной жизни, и думаю, что попытки их навязать закончатся ничем. Более того, насилие власти над обществом часто приводит ровно к противоположному эффекту. Например, в Испании много лет была крайне консервативная диктатура Франко, но люди так устали от этого, что, когда Франко ушел, Испания стала одной из самых либеральных стран Европы».