Приглашенный преподаватель Университета Калифорнии, политический теоретик Илья Матвеев на youtube-канале «О стране и мире» говорит:
«Ну, у Путина уже была проблема с государством, поэтому его государственническая риторика в начале в самом, в 99-м, в 2000-м году, она воспринималась хорошо, потому что всем было понятно, что есть такая проблема, что российское государство в глубоком кризисе <…>.
И дело не только в кризисе, который с конца 80-х был. Если вы на всю советскую систему посмотрим, тоже нельзя сказать, что это крепкое, сильное государство в веберовском смысле, то есть такое эффективное, меритократическое. Потому что сама номенклатурная процедура назначения на должность, что это такое, если вдуматься? Как в Советскому Союзе все руководящие должности заполнялись? Это, по сути, огромная, гигантская пирамида патронажа. Потому что одно дело, когда человека выбирают на выборах или, например, есть открытый конкурс, все шлют свои резюме, и дальше комиссия сравнивает этих людей, проводит собеседования – этого же не было в Советском Союзе. Была такая система, что Райком, Обком или Горком назначает на должность человека. А почему, на каких основаниях, как он свою компетентность продемонстрировал и перед кем?
Слабость государства, она коренится уже в советских институтах тоже. То есть само советское государство, он было проблематичным, потому что этот номенклатурный слой – это вроде бы и не чиновники такие вот меритократические компетентные, но это и не настоящие политики, потому что они на выборы не ходили <…>. Ну и в 80-е годы эта номенклатура разбушевалась и начала уже открыто присваивать себе просто куски советской собственности и пытаться превратить ее в частную собственность.
Понятно, что Путин унаследовал все эти негативные явления. И какой-то мошной традиции такого эффективного корпуса бюрократов в принципе нет. То есть страны, в которых это принято прям, как в Германии, например, которая изобрела идею эффективной сильной бюрократии. Но в России особенно нет традиции эффективной сильной бюрократии».