Муниципальный депутат Виталий Боварь в своем телеграм-канале отвечает на статью автора подкаста «Это базис» Александра Замятина об объединении и размежевании оппозиции:
«Был такой философ Карл Шмитт. <…> Он писал, что политическое определяется через оппозицию друга и врага. Что противоречия и коллизии между общественными группами (классами, нациями, ассоциациями) тогда становятся политическими, когда люди готовы к тому, что дела примут серьезный оборот. Строго говоря тогда, когда они будут готовы воевать за гегемонию своего взгляда на порядок вещей.
Это достаточно известный способ определять политику и политическое как что-то крайне серьезное. При этом существует и обратная традиция, в рамках которой, на передний план выходит игровое в политике. Политика как развлечение, как агон, как «война без вражды». <…>
В своей колонке в «Холоде» Замятин пишет о предельно серьезном взгляде на политику. <…> Предполагается достаточно ленинская концепция четкого осознания группами своих политических интересов, со стихийной и тактической коалиционностью по конкретным вопросам. Этот взгляд предполагает очень строгое разделение на друзей и врагов и достаточно серьезную борьбу с последними. <…>
Мне сложно с этим согласиться. Политическое рождается тогда, когда появляется пространство для кооперации и диалога с Другим. И я говорю не про личные беседы, а про политический диалог, когда слова приобретают вес действий, а несводимость интересов к общему знаменателю удается преодолеть, так как на обороте этой монеты — беспощадное и силовое установление гегемонии одних над другими».