Участник нашего проекта «После», экономист Дмитрий Прокофьев и финансист Никита Демидов пишут:
«Вспомнилась такая история (и это не анекдот). В 1925м что ли, году, один из руководителей ГПУ Москвы вызвал к себе видных московских нэпманов, как тогда назвали легальных предпринимателей. Разговор был такой - что же вы, граждане нэпманы, по оперативным данным, скупаете валюту, вместо того, чтобы хранить деньги в государственных трудовых сберегательных кассах? Или вы, такие-сякие, не верите, что рабоче-крестьянская власть гарантирует сохранность вкладов?
Мы, гражданин начальник, пискнули нэпманы, не сомневаемся, что ваша власть гарантирует сохранность вкладов. А вот как насчёт сохранности вкладчиков?
А если без шуток, то идея со стимулированием долгосрочных сбережений показывает, что в политике правительства что-то не сходится - или вы хотите, чтобы люди пошли покупать «импортозамещенные товары» - и это понятная стратегия (не будем говорить хорошая или плохая) - или вы хотите, чтобы люди держали деньги «в сберкассе» - причём настолько, что готовы накинуть по 100 тысяч сверху (за три года) - и это тоже понятная стратегия. Но эти стратегии противоречат друг другу».