Политолог Илья Гращенков пишет:
«Лишение полномочий сразу двух депутатов Государственной думы – любопытный кейс, который, судя по всему, может войти в практику повседневности и в дальнейшем. <…>.
Новая практика “обезмандачивания” выглядит как усиление тренда на закрытость парламента. У избирателя может даже сложиться впечатление, что какие-то “неправильные” депутаты там не нужны, фактически они выметаются руками профильных комиссий.
Между тем, у этой борьбы за чистоту рядов очевидно есть и другая сторона. Железная дисциплина, на необходимость которой не раз намекал спикер ГД Володин, может быть считана, во-первых, как раздражение электората (“мы тут выбирали, а нашего-то выгнали”), а во-вторых, как дальнейшая девальвация статуса органа законодательной власти. Может быть, это уже и не “бешеный принтер”, но организация, в которой подчас лучше молчать, чем говорить. Важно и другое: случившееся породило, как минимум, раздражение и тревогу в депутатском корпусе, причем во всех фракциях без исключения. В приватных беседах законодатели признаются, что теперь “вытряхнуть” можно каждого, было бы желание. Инструментарий найден и апробирован на практике.
С точки зрения политического управления, мы наблюдаем серьезный репутационный удар: парламент, похоже, больше не может служить надежным местом для стремления попасть в него представителям крупного бизнеса и региональных элит, как это было до недавнего времени. <…>. Можно предположить, что происходящее закручивание гаек в ГД, даже если не вникать в подробности конкретных историй, заметно снизит число желающих стать народным избранником. Появление дополнительных рисков во многом “обнуляет” это стремление. Есть подозрение, что сегодня история развивается в моменте, не учитывая долгосрочных стратегий и имиджевых рисков самого государства».