Политолог Илья Гращенков пишет:
«Очевидно, что у отечественного образования ключевая проблема – область его применения. Во всем мире образование расценивается как инвестиция: ты вкладываешь деньги в образование для того, чтобы в дальнейшем больше зарабатывать. Но в России так не работает. У нас с советских времен действует парадигма, согласно которой у каждого должно быть хорошее образование, но зачем, ради чего – совершенно непонятно.
При “инвестиционном подходе” к образованию учитель – очень ценный кадр, который оказывает пусть и услугу, но крайне ценную услугу. Соответственно, это рождает к нему максимально уважительное отношение, ровно такое же, например, как к врачу, который спасает жизнь людей.
Таким образом, образование в России находится где-то между советским и гиперрыночным. А должно, на мой взгляд, стать более реалистичным, прикладным, как это происходит во всем цивилизованном мире. Пожалуй, нет необходимости в том, чтобы каждый дворник или слесарь имел качественное образование, однако у сына дворника должна быть потенциальная возможность получить таковое образование».