В подкасте «Что изучают гуманитарии» редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова беседует с исследовательницей Галиной Орловой о географическом воображении как инструменте выстраивания особого имперского нарратива:
«Во времена Салазара в школах Португалии висели карты, где утверждалась, что Португалия — не маленькая страна. На ней была изображены территории, а именно португальские колонии, которые накладывались на карту Европы. В итоге "мысленная Португалия" доходила почти до границы России. В этом можно увидеть любование пространством, где люди необязательны. Не люди интересны в этом пространстве, а сама идея пространства как обозначение величия. Можем ли мы в Советском Союзе увидеть этот же имперский комплекс?
Да, но важно производить различие. Любопытно, что, в отличие от салазаровской Португалии или Великобритании, советские методисты, политизируя физическую географию, упирали на природные и пространственные доказательства физической формы существования советского государства. Они противопоставляли классические империи, существующие на дискретной карте, и сплошную непрерывную территорию Советского Союза, комментируя это таким образом, что само пространство показывает, как был решен национальный вопрос: "Посмотрите на карту СССР, и вы увидите, как братские народы беспроблемно сосуществуют вместе".
У советской карты есть еще одна специфическая черта. <...> В 30-е годы эмоциональный и символический ресурс, который использовался для экзотического (по сути колониального) описания дальних стран, начинает использоваться для описания собственной территории Советского Союза. <...> Это сложная операция перенесения колониальной оптики на себя, где масштаб превращается в достоинство».