Экономист Владислав Иноземцев пишет:
«…я живо вспоминаю последние годы СССР – с мечтами об "общем доме", "универсальных ценностях" и экономической конвергенции. Незадолго до того Советский Союз тоже бряцал ядерным оружием, сбивал пассажирские "Боинги" и вел имперскую войну в Афганистане. Однако последовавшая экономическая деградация отправила то, что от него осталось, на далекую периферию глобальной политики, а все якобы делавшиеся Западом обещания были быстро забыты.
Надеяться на то, что на новом витке нашей деградации правила игры изменятся в пользу России, по меньшей мере наивно. Сейчас у страны нет экономики, без которой мир или его части не могли бы обойтись (что доказал с беспримерным успехом сам Кремль, перекрыв газ Европе, которая спокойно это пережила); нет, как оказалось, той армии, которая способна решить не то чтобы стратегические, но даже тактические задачи на региональном театре военных действий; нет идеологии, которая могла бы привлечь хотя бы кого-то, за исключением зомбированных Соловьевым и Киселевым отечественных провинциалов. Через тридцать лет после распада СССР единственным активом страны является готовность ее вождей однажды нажать красную кнопку. Но даже если это и актив, то не ресурс, используемый на переговорах.
В то же время, конечно, Западу стоит думать о том, какими будут его отношения с Москвой после "очередного 1991 года", приближение которого не ощущать сейчас невозможно. Как бы кто ни относился к В. Путину, его эволюция обусловлена во многом и тем, что Запад как раз попытался "делить с Россией сферы влияния", а не инкорпорировать ее в самого себя. <…>
Время разделов планеты закончилось с эпохой империй, в завершение которой Россия никак не может поверить. "Зоны влияния" сменились "зонами сопроцветания" (о чем догадались даже коммунисты из Пекина, но только не чекисты из Москвы)».