Телеграм-канал «AnthropoLOGS» комментирует выход издания «Об историческом единстве русских и украинцев» Федерального архивного агентства:
«Конечно, историки и философы не водят в бой батальоны <…> и не пишут речей для сильных мира сего. Их работы - всего лишь семя, которое может упасть при дороге и сгинуть, или в добрую почву и стать общим местом на многие поколения. Маркс требовал, чтобы философия меняла мир, но даже его супер успешный проект не менял мир сам, он вербовали сторонников, которые меняли мир, часто меняя и содержание учения до неузнаваемости.
Это участь мыслителей, но гораздо хуже, когда историки пытаются закопать свои бесплодные семена под уже разросшийся чертополох, сделать вид, что именно их научная мысль лежит в основе происходящих политических событий, тем самым легитимизируя их и объясняя постфактум. Были эпохи, когда учёные делали так вынужденно, чтобы сохранить себе жизнь или профессию. В 1930-х советская историография взорвалась "плановыми" сборниками и монографиями, где опровергались теории о любых германцах на территории СССР, укреплялся русский национальный миф и прочее подобное <…>. В постсталинском СССР идеологический надзор за наукой сохранился, но выбор тем стал свободнее, и "актуальной" историей занимались, в основном, те, кто имел карьерные амбиции.
Примерно из той позднесоветской эпохи типологически вышло издание Федерального архивного агентства под редакцией академиков и докторов "Об историческом единстве русских и украинцев". Документы, которые помещены в этот сборник - обычные свидетели эпохи, но завернуты они в идеологическую обертку: в предисловии - тематические статьи "большого учёного", президента РФ, ну и название у сборника соответствующее. Доктора и академики хотят показать, как прав начальник в своих речах и, наверное, получат в итоге финансирование, должности и что-то там ещё.
Жаль, что ни доктора-академики, ни их главный читатель не знают, что если в 1930-х манипуляции с интерпретацией исторических фактов были ещё каким-никаким политическим инструментом, то теперь это совсем дёшево стоит. <…> Многократно выросла скорость, с которой конструируются новые мифы, и копание во французских картах 17 века вызывает смех даже у лояльной аудитории».