Журналистка Екатерина Винокурова в издании «RTVI» пишет:
«Санкции западных стран, как и отечественный статус «иноагент», изначально задумывались как инструмент давления на различные элиты, но в обоих случаях объектом давления являются именно россияне. Целью западных санкций было посеять некий раскол в этих элитах с целью давления на существующий политический режим в России. Целью отечественных санкций было выдавливание самых радикальных критиков из общественного поля.
И то, и другое обернулось провалом, так как сами авторы идей слишком увлеклись. Сделав точечное массовым, они начали на ходу менять собственные правила, пока их не перестали понимать уже все, включая их самих. А ведь это позволило использовать такие механизмы для сведения личных счетов, развития системы доносительства и тому подобного. Более того, те же иноагенты принимают участие в составлении санкционных списков, а участники санкционных списков стараются, как могут, множить число иноагентов.
Эффективность же таких инструментов начинает стремиться к нулю, если не считать таковой личные неприятности фигурантов. Возможно, самым интересным политическим мероприятием года стала бы встреча иноагентов с теми, кто попал под санкции в какой-либо нейтральной стране для обмена взаимными обвинениями и секретами выживания. Впрочем, даже если бы она произошла, возможно, ее участники в итоге вышли бы с двойным статусом: «иноагент — находится в санкционном списке»».