Политолог Владимир Гельман опубликовал рецензию на книгу «Секретный Левиафан» в издании «Горький»:
«Марк Харрисон — один из наиболее авторитетных британских специалистов по экономической истории <…>. Его новая книга «Секретный Левиафан…» посвящена анализу «режима секретности» в Советском Союзе и его влиянию на советскую экономику и политику. <…>
Харрисон полагает, что важнейшей характеристикой советского государственного управления являлась его исключительная зацикленность на вопросах секретности, отличавшая СССР от ряда других государств, включая авторитарные. <…>
<…> Используя данные по Литве, Харрисон показывает, что издержки на обеспечение «режима секретности» в послесталинском СССР <…> составляли не менее трети от всех тех издержек, которые несли советские спецслужбы в период 1954–1982 годов. Для сравнения, аналогичные издержки, которые несла лондонская полиция в середине 2000-х годов, составляли примерно 5% от всех ее затрат, и в британской прессе этот уровень расходов тогда критиковался как недопустимо высокий.
<…> Харрисон весьма убедительно показывает, что, в частности, широко разветвленная сеть секретных информаторов спецслужб <…>, мало помогала в борьбе с реальной и/или потенциальной крамолой. <…> Будучи помножена на низкий уровень доверия на фоне высокого уровня репрессий, она резко снижала качество управления и стимулировала руководство к тому, чтобы ценить лояльность чиновников выше, чем их эффективность <…>.
Однако при этом и попытки смягчения «режима секретности» сопровождались немалыми проблемами. Харрисон подробно рассказывает о том, как высшая советская бюрократия реагировала на требования Горбачева о раскрытии полных данных расходов советского военного бюджета в 1987–1989 годах. <…> Иначе говоря, «режим секретности» в Советском Союзе был призван любой ценой поддерживать политическое статус-кво, в то время как руководство страны сознательно приносило в жертву качество государства. <…>
По мнению Харрисона, в начале XXI века «секретный Левиафан» трансформировался в «Левиафана тысячи видов лжи», когда государство, будучи неспособным полностью предотвратить утечки информации, пытается утопить достоверные сведения в море дезинформации, производимой и распространяемой под его эгидой и/или с его согласия. <…>
Однако последствия такого подхода становятся крайне пагубными, особенно когда речь идет о внешних шоках, подобных недавней пандемии COVID-19, на которую российское государство реагировало крайне неэффективно, пытаясь скрыть масштабы заболеваемости и избыточной смертности. И судя по всему тому, <…> поддержание режима совершенной секретности любой ценой по-прежнему является приоритетом российского государства».