Профессор Университета Дели Ачи Ванаик в интервью Jacobin рассказывает о феномене хиндутвы — индийского национализма, лежащего в основе идеологии правящей партии «Бхаратия джаната парти», к которой принадлежит нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди:
«Они выделялись на фоне остальных как единственная организация, широко действующая на низовом уровне. Когда сравниваешь “Раштрия сваямсевак сангх” (РСС) и другие аффилированные с ней группы с ультраправыми движениями по всему мира, то бросаются в глаза несколько отличий, которые помогают понять откуда берется их сила.
Первое отличие — большая продолжительности жизни этой организации. Есть ли в Европе, Северной Америки или где-нибудь еще ультраправое движение, которое уже существует более 90 лет?
Второе отличие заключается в том, что нигде в мире вы не найдет ультраправые силы с фашистскими характеристиками — называйте их как хотите — которые столь глубоко привязаны к низам общества. Они смогли добиться непревзойденной интеграции в гражданское общество. Их кадровая политика просто великолепна.
Даже во время гегемонии Конгресса с 1947 до конца 1960-х годов, РСС обладали численным превосходством в том, что касается кадровой базы. Кроме того, РСС породила много аффилированных с ней организаций, которые схожи с такими движениями как “Братья-мусульмане” (признана террористической и запрещена в России— Полит.ру) в Египте, что помогло им расшириться и утвердить свое влияние. Глубокая интеграция в жизнь общества позволила им решать светские проблемы, разрабатывать проекты в области развития, оказывать экстренную помощь в случае бедствий и выдвигать культурные инициативы, что дало им уникальное преимуществ в индийском пространстве.
РСС смогла использовать свое преимущество, как никакая другая сила в Индии, за исключением левых партий в определенных регионах. И ультралевые и мейнстримные левые на протяжении истории страны имели одну общую черту с ультраправыми: сильная кадровая структура».