Политтехнолог Мария Сергеева пишет:
«Вдолгую мы сейчас наблюдаем мировой кризис представительной демократии, которая больше не соответствует народным представлениям о справедливости. Но трансформация современной представительной демократии во что-то ещё не началась, и не факт, что начнётся сейчас, а не через 20-30 лет. И не факт, что эта самая трансформация вообще нам понравится.
Возможно, следующий этап - прямая демократия, благо цифровая революция легко позволяет реализовывать сколько угодно народных волеизъявлений онлайн. Возможно, как в книжках о киберпанке - сложное корпоративное устройство. Возврат к любой архаике и преобразование этой архаики в условную архаику 2.0 тоже возможен.
Наша вовлечённость в цифру и возможность сбора большого объема данных подразумевает тот уровень контроля за поведением индивидуума, который ещё вчера даже не снился никакому идейному тоталитаристу. Возможности для манипуляций, выросшие благодаря цифровой революции, ещё не осмыслены толком. Ну например: уже сейчас искусственный интеллект, основываясь на геопозиции и данных с кредитки, может понять, что ты любишь покупать шаурму в ларьке на Савеловском вокзале и выдать тебе адресно текст или дипфейк от лица кандидата, с подводкой, что он тоже любит шаурму с Савёловского. А у твоей подруги он будет любить тыквенный латте из Шоколадницы по утрам и Достоевского. Имидж политиков скоро будут не выдумывать, а вычислять по большим данным. А дальше вообще перестанет быть ясно, зачем нам живой представитель во власти, если он полностью сконструирован на компьютере под запросы и предпочтения. Ездишь на автобусе - цифровая копия кандидата расскажет в таргете о развитии общественного транспорта, ездишь на автомобиле - про ремонт дорог и парковки. Одному сгенерят текст с шутками из Пелевина, другому - с цитатами из группы Любэ. Это будет такая смесь популизма и тоталитаризма, которая ни одному писателю ещё в голову не приходила».