Журналист Василий Легейдо пишет:
«Способность общества нормально существовать в настоящем определяется тем, как в этом обществе относятся к прошлому. Там, где обычные люди идеализируют прошлое, а государство, якобы защищая память о прошлом, навязывает определенную картину мира, скорее всего, будут нормализованы те же страшные вещи, которые считались нормальными 50 или 100 лет назад. Там, где людям не стыдно сказать, что их власти или соотечественники творили ужасные преступления, у них появляется больше оснований, чтобы не допустить аналогичные преступления в настоящем. Не пытаться оправдать их, переложить вину на внешних врагов или вовсе представить как благо.
В Канаде в последние годы набирает обороты скандал из-за открывшихся фактов о деятельности на территории страны католических школ на протяжении более чем 100 лет — с 1881-го по 1996-й. Комиссия правды и примирения в 2015-м опубликовала отчет на 535 страницах, в котором подробно описала, как священники при поддержке правительства систематически отбирали детей у семей коренных народов и передавали их на "перевоспитание" местным церквям. Происходившее с детьми участники Комиссии назвали "культурным геноцидом".
В школах царила атмосфера физического и психологического насилия. Воспитатели запрещали детям разговаривать на родном языке, а также выполнять религиозные практики их народов под угрозой избиений и других наказаний. <…>
В мае 2021-го в безымянных могилах на территории одной из бывших школ обнаружили тела 200 детей. Общее количество пострадавших оценивается примерно в 150 тысяч человек, из которых погибли более 10 тысяч. <…>
Когда раскрылись подробности систематических преступлений, канадские власти принесли извинения перед коренными народами, а летом 2022 года с той же целью выступил приехавший в Канаду папа римский. С 2015-го католическая церковь выплачивает жертвам школ компенсацию в размере 79 миллионов долларов.
Выплаты часто сопровождаются затяжными разбирательствами между церковью и государством, а извинения официальных лиц критикуют за неискренность. Однако важен сам факт того, что у пострадавших появилась возможность говорить о произошедшем и добиваться справедливости. Их страдания не приуменьшаются и не перечеркиваются предполагаемыми заслугами спонсировавших беспредел чиновников или церковников».