Член совета директоров Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов пишет:
«После Второй мировой войны на тему активного сопротивления военным действиям рассуждал Альбер Камю в своём эссе «Бунтующий человек». По его мнению, молчаливое порицание, словесное осуждение и, тем более, отказ от вооружённой борьбы — это преступление против самой жизни. Этим он осуждал как «странную войну» 1939-1940 годов, которую вела Франция против Германии, так и скорую капитуляцию Франции перед Германией как закономерный итог.
История показывает, что обычно сопротивление <…> внутри страны карается репрессиями. Они могут быть как физическими, вплоть до уничтожения, как это происходило с коммунистами в подвалах гестапо, так и моральными, воплощающимися в виде общественного порицания (пример: маркер «иностранный агент»). Очень часто в таких случаях источником пассивности граждан является страх за себя и своих близких. Трудно обвинять тех, кто добровольно не идет на распятие, но это, безусловно, и не снимает ответственности с молчащих за действия своего правительства.
Ответственность для гражданина современного государства – то же самое, что для верующего – вера. Пророк Моххамед в хадисе сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит его рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда в сердце, и это — самое слабое проявление веры» [Муслим 49]. То есть, ощутить неприязнь к злодейству в сердце — это самая слабая степень веры в том случае, если человек может остановить его рукой или словами».