Доктор философских наук Дмитрий Михайличенко пишет:
«Обязательное вступление бизнес-компаний с госучастием в т.н. общероссийские союзы работодателей – это укрепление вертикали корпоративного государства и задел на расширение базы сторонников власти за счет лояльных трудящихся. Вице-премьер Т. Голикова дала поручение Минфину и Минтруду проработать этот вопрос.
В России где профсоюзное движение, фактически, находится в мало активном состоянии, – создание такого союза выглядит вполне реализуемо. Аналогии со средневековыми гильдиями, функционирующими не самостоятельно, но под властью сильного Сюзерена, напрашиваются. <…>
С одной стороны, властям нужно жестче контролировать частных собственников и проводить единую политику в отношении работодателей. <…>.
Создание этой структуры вводит дополнительного актора на рынок труда и, как следствие, вырисовывается следующая конфигурация: будет позиция государства, которую усилит союз работодателей (по сути, тоже выразитель воли государство): что-то возражать работодателям-частникам будет очень сложно. Впрочем, тут речь идет не о противостоянии, а о повышении оперативности реализации принятых решений в верхних эшелонах власти.
Однако не стоит говорить, что новая структура усилит принуждение для простых трудящихся. Скорее, наоборот: речь идет о создании условий, когда крупный бизнес будет сидеть смирно и не высказывать недовольства, ведь у него легко можно найти различные нарушения трудового законодательства и жалобы трудящихся.
Российская реальность переходит в состояние близкое к советскому где трудящиеся имели реальные права, а уволить их было сложно: они, на самом деле выступали опорой власти. <…>
Понятно, что в нынешних условиях власти не собираются активировать профсоюзное движение и давать работающим вольницу и возможности самоорганизации, но и притеснять их избыточно государство не собирается. <…>.
В целом же в этой перспективе все отчетливее видятся ханьские траектории отношения власти с бизнесом, который можно назвать частным только с использованием условно-предположительного «как бы». И это «как бы» очень важно, так как позволяет крупным бизнесменам и собственникам по-прежнему учитывать свой личный интерес хотя и с возрастающими потерями и стремительно растущей необходимостью учета интереса Государства».