Марина Мелия — профессор психологии, бизнес-коуч миллиардеров, председатель правления детского хосписа «Дом с маяком» и один из создателей одноименного фонда помощи беженцам в интервью Катерине Гордеевой (внесена Минюстом РФ в список иноагентов) говорит о стратегии принятия реальности:
«Принятие реальности — это не значит ее одобрение или согласие. Принятие реальности — это просто увидеть, что происходит на самом деле. Понять, что ты не всемогущ. Это как раз период взросления человека. Маленький ребенок верит, что весь мир крутится вокруг него, все всё делают, и как он скажет, так и будет. На самом деле, так и бывает. Но у нас не так: ты не всемогущ, у тебя есть ограничения. Но у тебя есть ресурсы. Какие они? Это взрослое состояние, когда ты понимаешь: что я могу в этой реальной ситуации (не в блаженной картинке мира, а в той ситуации, которая есть, которая ужасна, которая для меня катастрофична) сделать?
Как только я понимаю свои ограничения и как только я понимаю свои ресурсы, возможности, у меня появляется энергия. Потому что всё то, о чем я говорила — о копинг-стратегиях, — там везде отсутствие энергии, кроме разрушения, когда люди нападают друг на друга. Но это ничего не создает.
Здесь важно провести инвентаризацию того, что ты потерял. С чем-то вообще проститься навсегда — и это тоже очень важно.
Принятие реальности — довольно печальный процесс. В нем масса негативных эмоций: и страх, и уныние, и вина, и стыд, и бессилие, и чего там только нет. Но всё равно ее надо принять. А потом понять свои возможности. Когда ты понимаешь свои возможности, свою ответственность и когда начинаешь действовать — вот эта стратегия мне кажется очень верной. Тогда у тебя нет ощущения, что ты здесь ничего не можешь. Мне кажется, это самая эффективная стратегия, которая вытягивает тебя из этого болота ужаса и стресса.
Мы все должны надеяться, что морок уйдет, всё будет… не то что нормально, но мы сможем действовать дальше. И, как сказал Оксимирон, пересоберем».