Станислав Хоцкий — психолог-консультант, специалист по коррекции деструктивно-агрессивного и насильственного поведения — рассуждает в колонке на «Верстке» о «пацанской» культуре и страхах, в нее вложенных:
«Исторически так вышло, что в России основой процесса социализации для нескольких поколений мужчин стала «пацанская» культура — она строится вокруг права сильного, преимуществом в ней является готовность подавлять. Эта культура стала удобной идеологической базой для убеждения «или ты — или тебя», она подводит под него определённый кодекс чести.
Вот несколько основных постулатов «пацанской» культуры:
1. «Понятия», то есть моральный кодекс, применимы только к равным — таким же, как ты, носителям тождественных ценностей. Тот, кто отличается, — чужой, он враг, пока не доказано обратное.
2. По отношению к чужим действует норма «пацан всегда прав». С чужими можно не считаться;
3. Насилие оправдано, если «чужой» ведёт себя вызывающе. То, что он отличается от тебя, уже можно считать вызывающим;
4. Перед тем как напасть, нужно дать обоснование, подчеркнуть свою правоту и высокоморальность;
5. С самого начала нужно ставить себя выше другого. Я спрашиваю — ты отвечаешь. Если собеседник боится и не умеет говорить на языке, принятом в вашей группе, — это потенциальная жертва».
«Пацанская» культура базируется на переживании изначальной униженности и стремлении её преодолеть за счёт унижения другого. Суть проста: ты — никто, пока не докажешь обратного. Уважение нужно заслужить. Как это сделать, определим мы».
Одно из правил «мужского» мира — отказывать нужно прямо и решительно: «если ты не дерёшься за себя, ты не настоящий мужчина». И этот страх оказаться недостойным — возможность для манипуляций над мужчинами.
«Человек, который ведёт себя агрессивно и не может решать вопросы миром, наносит вред и себе, и другим. Но многие мужчины не готовы пересмотреть своё поведение — им мешает страх унижения. Думаю, российская власть знает об этом и умело пользуется этим знанием. Неспроста политики и пропаганда много лет смаковали подробности того, как украинцы оскорбляют Россию. В традиционном варианте «мужской» культуры единственный достойный выход в такой ситуации — нападение.
Как сделать так, чтобы «пацанский» кодекс чести исчез, а с ним — и мужской страх унижения? Уделять внимание развитию не только «традиционных мужских» качеств — например, твердости и работоспособности, но и гибким навыкам — рефлексии, критическому мышлению.
«В итоге многие мужчины сильны, самостоятельны, готовы к открытой конфронтации, но в то же время уязвимы в сфере отношений и склонны к эмоциональным реакциям подросткового типа. Поэтому можно сказать, что в психологическом плане среди российских мужчин много молодёжи».