Алексей Верижников, директор «ВЦИОМ-Консалтинг», говорит:
«Интересным фактом является то, что на встречу 2023 года россияне потратили на 41 % больше, чем на встречу 2022 года! И это с учетом того, что ушедший 2022 год стал "куда более непростым", чем "просто непростой" год-предшественник. В классической экономической теории предполагается, что люди ведут себя рационально: тратят в "жирные" годы и экономят в годы "тощие". В целом, это так, но, как говорится, есть нюансы.
Согласно направлению в экономической теории, которое называется "поведенческая экономика", люди принимают решения о финансовых тратах, не только исходя из рациональных калькуляций и точного подсчета, сколько денег осталось у них в кошельке, но и под влиянием психологических и эмоциональных факторов. Если трата денег дает то или иное психологическое удовлетворение, то на нее импульсно и подсознательно идут. Ну и, кроме того, возвращаясь к российской специфике ушедшего года, залить тратами тревожность и подарить себе удовольствие в моменте, чтобы меньше беспокоиться, а потом постфактум рационализировать, что "праздник — хорошее время, чтобы побаловать себя и сделать приятное другим" — это вполне человеческая реакция на проявления фатума и хрупкости мироздания».