Практикующий психолог, дефектолог Камиль Сулейманов в интервью изданию «Новая Газета» говорит:
«У нас в стране не очень хорошо с диагностикой [РАС] — об этом можно судить по значительному разрыву со статистикой выявленных случаев в общемировой практике. <…>.
Раннее начало помощи детям с РАС дает гораздо более высокие результаты. То есть если взять среднестатистического ребенка с РАС полутора лет и такого же малыша четырех лет, то у ребенка полутора лет намного выше потенциал в развитии. Его мозг более пластичен, он сможет быстрее адаптироваться, скорее усвоить большее количество знаний до школы. При этом существующие методы диагностики могут выявить у ребенка РАС или по крайней мере поместить его в группу риска довольно рано. Например, тот же самый тест М-CHAT (онлайн-тест, который позволяет родителям самостоятельно определить риски развития РАС у ребенка раннего возраста. Не является диагностическим инструментом — прим. ред.) — это методика, которая позволяет говорить о риске возникновения РАС примерно с 12 месяцев.
Но у нас, особенно в маленьких городах, где один-два психиатра на весь город и прилегающий район, часто случается так, что эти специалисты в принципе не видят ребенка лет до трех, а то и до пяти. Или родителям говорят: “Приходите позже, потом будет понятнее”.
Уже сложилась традиция: в лучшем случае ребенку ставят диагноз в три-пять лет, когда сензитивный период для развития речи, социально-бытовых и познавательных навыков уже пройден.
В городах-миллионниках — Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге — есть частные клиники и специалисты, которые могут не следовать безоговорочно предлагаемым клиническим рекомендациям, у них будет возможность учитывать и мировой опыт, и различные признанные способы коррекции и медикаментозного сопровождения детей с РАС. А в городах поменьше частных клиник может и не быть. И с новыми рекомендациями весь город лишится адекватной диагностики и соответствующей медикаментозной поддержки по расстройствам аутистического спектра.
Что же касается психолого-педагогических методов, то, конечно, АВА-терапия во всем мире доказала свою эффективность, по поведенческим методам [представлено] наибольшее количество публикаций в литературе. Есть еще нейропсихологические подходы к коррекции аутизма, они тоже имеют неплохие результаты: FloorTime, Денверская модель раннего вмешательства — все эти методики имеют доказанную эффективность в работе с детьми с РАС. И слепо отвергнуть их — значит создать вакуум в сфере психолого-педагогической поддержки семьи и ребенка с аутизмом».