Журналист-международник Фёдор Лукьянов пишет в правительственной «Российской газете»:
«Мировая система дошла до поворотного момента, после которого кардинально меняется структура. Этот процесс неизбежно сопровождается потрясениями, так что украинский сюжет не последний. <…>
Преобладание США и их союзников стало продолжением системы, что была создана во второй половине ХХ века, после исчезновения встроенного в нее баланса. Однако сам дизайн сохранился, и можно сказать, что принципы гегемонистской системы заложены после Второй мировой войны, просто тогда "управляющий комитет" мира был несколько более представителен. <…>
Умение сверхдержавы управлять пространствами (вплоть до глобального) лишь отчасти определяется военной силой. Намного важнее способность создавать нормативные рамки, к которым добровольно или принудительно присоединяются другие страны. Предпочтительнее добровольно, ведь срок годности принуждения всегда ограничен.
Зато куда устойчивее понимание, что тесное взаимодействие с какой-то державой позволит получить нужные ресурсы для развития — от гарантий безопасности до финансов и технологий. Ну, а возможность черпать эти ресурсы, как правило, сочетается с необходимостью искренне или демонстративно разделять идейно-этический подход страны-донора.
Перемена, которая происходит сегодня, именно структурна. Из-за смещения баланса сил и возможностей исполнение описанной и достаточно эксклюзивной функции ограниченно. Даже Соединенным Штатам при всей накопленной мощи ее хватает на поддержание круга только самых тесных союзников. Да и то политика становится всё более ориентированной на интересы себя, а не сообщества. Что же касается тех, кто находится вне альянса, то ресурса воздействия на них не хватает».