Историк Василий Жарков говорит в интервью журналу «Историческая экспертиза» о роли университетов в формировании российского политического режима:
«Мой тезис состоит в следующем: университет, будучи прообразом республики, во многом создал параметры того режима, который сейчас существует в России.
Что я имею в виду? Если посмотреть на периодичность смены руководителей Московского университета в XIX веке, то мы увидим, что средняя продолжительность правления одного ректора составляла четыре года. В советское время — шесть лет. Однако со второй половины XX века происходит увеличение срока, когда ректоры могли править от 15 до 22 лет. И вот 1992 год. Беспрецедентная история: в Московском университете избирают ректора, который остается в этой должности 31 год, вплоть до сегодняшнего дня. Это абсолютный рекорд! <…>
Так и сформировался специфический феодализм в условиях постсоветского университета, когда вуз фактически превратился в вотчину ректора, а все сотрудники, профессора и преподаватели — в его подданных. Теперь, когда ректор уходит, начинается плач: "На кого ты нас покинул?" <…>
Мне кажется, что причин здесь несколько. Во-первых, худо-бедно, но в советское время в вузах существовала система внутреннего контроля — партийного, профсоюзного, народного. Туда, в частности, можно было пожаловаться на преподавателя-абьюзера. Эти институты советского контроля были в одночасье ликвидированы.
Ректор стал практически бесконтрольно распоряжаться всеми ресурсами университета. Что это за ресурсы? Это огромные помещения, которые можно сдавать в аренду. Это бюджетные деньги, которые поступают на счет университета, и можно на руки преподавателю платить одну зарплату, а по документам проводить другие деньги. <…>
При этом в университете происходит социализация наиболее политически активных групп населения. Выпускники престижных вузов участвуют в выработке и осуществлении ключевых политических решений. Соответственно, какая среда в университете — такая и в государстве.
Как известно, в 2004 году после трагедии в Беслане у нас отменили выборы губернаторов. <…> Так вот, первыми подобный способ придумали в университетах. Вместо обязательных ранее выборов деканов их стали назначать исполняющими обязанности на определенный срок. Точно так же произошло и с заведующими кафедрами. <...> Только потом эта практика распространилась в государстве.
Однако при этом я должен сказать, что всё равно университеты остаются в известной степени хранителями европейских ценностей и основ демократии. <…> Я знаю, что студенты после завершения ими курса критического мышления запускают общественные проекты и пытаются ставить под контроль администрации своих университетов. В этом плане вся надежда на новое поколение.
Нам необходимо много акторов внутри университетской политии: Ученый совет, профсоюзы преподавателей и студентов, факультеты плюс университетские СМИ и другие структуры. Все они должны иметь доступ к принятию решений».