«Хроники» — исследовательский проект политика Алексея Миняйло. Его команда изучает, как люди в России реагируют на изменения, связанные со спецоперацией: санкции, падение доходов, угроза ядерного конфликта. Мы публикуем краткий пересказ исследования «Хроник». Полный текст исследования доступен на сайте проекта.
Основа исследований — социологические опросы, фокус-группы и данные из соцсетей. Команда «Хроник» анализирует полученную информацию и регулярно выпускает отчеты о результатах. Обновления планируется публиковать каждые 7–10 дней.
Последнее исследование «Хроник» проводилось с 26 по 30 марта 2022 года. В телефонных опросах участвовали люди из всех регионов России в возрасте от 18 лет и старше. Всего было опрошено 1602 респондента.
Основное изменение жизни в связи с «текущей ситуацией в стране» (такая формулировка была в опроснике) — снижение доходов семьи (39 %). Беднеют в основном люди, у которых и так были низкие доходы. 55 % из наименее обеспеченных респондентов отвечают, что денег едва хватает на питание, на одежду денег уже нет.
32 % респондентов страдали от приступов тревоги или депрессии. В основном это также люди с низкими доходами — 47 % от тех, кто столкнулся с душевными проблемами. Треть из тех, кто говорил, что не испытывает тревоги или депрессии, в дальнейшем разговоре признавались, что тревожатся по разным поводам: переживают за «будущее детей», «гибель людей», боятся, что «мужа могут призвать», и т. д.
Каждый пятый опрошенный (20 %) ссорился с кем-то из близких из-за политики.
Вне зависимости от материального положения или других показателей 15 % людей закупили впрок продукты или бытовые товары.
Вне зависимости от возможности уехать из страны хотят эмигрировать 10 % опрошенных. У 7 % респондентов уже эмигрировал кто-то из близких или знакомых. 89 % респондентов говорят, что не хотят никуда уезжать. Чаще покинуть страну хотят мужчины 18–29 лет, что можно объяснить опасениями, связанными с возможностью призыва.
Последствия экономических санкций почувствовали 41 % респондентов. В основном это люди 24–35 лет, у которых есть высшее образование и работа, и респонденты с низкой оценкой материального благополучия. Чем благополучнее жизнь людей, тем меньше они ощутили санкции. Всего 23 % людей, которые не испытывают материальных затруднений, «могли бы купить квартиру или дом», ответили, что заметили на себе санкции.
Больше всего людей говорят, что цель санкций — ослабление российской экономики (55 %). 42 % ответили, что санкции вводят, чтобы вызвать недовольство среди граждан России.
Респонденты могли выбрать, кто понесет более крупный ущерб — они сами или экономика страны в целом. Опрошенные хуже оценивают свои личные перспективы, чем перспективы экономики. 48 % ожидают ухудшения своего материального положения. 35 % считает, что пострадает экономика России. 16 % респондентов воспринимают санкции как угрозу собственному благополучию, а не благополучию страны.
За прекращение спецоперации без каких-либо условий высказались лишь 18 % опрошенных. Основная часть респондентов (39 %) хочет, чтобы Украина признала независимость ЛНР и ДНР. Этого достаточно, чтобы закончить спецоперацию.
Отдельный вопрос позволял выбрать один из вариантов — капитуляция украинской армии или завершение спецоперации независимо от капитуляции ВСУ. При такой постановке вопроса доля тех, кто безотлагательно хочет завершить спецоперацию, вырастает до 32 %. 50 % полагают, что Россия должна добиваться капитуляции.
На вопрос, когда закончится спецоперация, большинство респондентов затрудняются ответить (26 %). Наиболее часто предполагаемые сроки — 1–3 месяца, полгода и год. Доля тех, кто две недели назад предполагал, что спецоперация закончится за месяц, сократилась на 11 %, через полгода — на 8 %. На 5 % выросла доля тех, кто думает, что спецоперация закончится за год.
Единственное, что объединяет противников и сторонников спецоперации — стремление не допустить превентивного применения ядерного оружия Россией (83 %).