В журнале «Нож» вышло интервью режиссера Михаила Кулунакова о подъеме кинематографа в российских регионах:
«Ситуация на российском рынке кино очень сильно изменилась: контента не хватает, а кинотеатры пустуют. Съемочный процесс дорожает — снимать фильмы в Москве очень затратно. <…> Москва перенасыщена студиями и съемками, и легче переписать сценарий под какой-нибудь регион и снимать там. Но чтобы это случилось и студии могли работать не в ущерб себе, нужно развивать киноиндустрию в регионах.
Сегодня многие говорят о феномене якутского кино: в этом регионе кинематограф переживает настоящий бум благодаря сильной конкуренции. В Якутии сейчас появляется очень много режиссеров, и каждый стремится сделать лучше, чем было до него.
<…> Еще очень киноиндустрия хорошо развивается в Сибири — в Бурятии, Иркутской области. Или, например, недавно в Томске ребята открыли краудфандинговый сбор на съемку сериала — это увидели продюсеры онлайн-кинотеатра PREMIER и полностью выкупили проект. В Хакасии в прошлом году два проекта выиграли гранты Минкульта на два полнометражных фильма. <…>
Раньше все кинопроизводство было сосредоточено в двух главных киностудиях в Москве и Петербурге, но сейчас постепенно распределяется по всей стране. В Екатеринбурге, Башкирии, Татарстане тоже много замечательных примеров. Во Владивостоке есть отличный кинофестиваль «Тихоокеанский меридиан», который тоже очень помогает рассредоточить кинопроизводство.
Мне кажется, сейчас в регионах появляется больше интересных сценариев и идей. Истории, которые рассказывают местные режиссеры, свежие и необычные. Многие якутские фильмы вначале понять очень сложно, но затем погружаешься в интересную атмосферу с этническим антуражем и какой-то особой магией. <…>
В регионах живут люди с горящими сердцами, не избалованные большими деньгами, поэтому деньги в региональном кинопроизводстве играют второстепенную роль. Они собирают 200–300 тысяч рублей и снимают кино на энтузиазме. <…>
В последнее время к нам на Алтай переехало немало московских специалистов: художников по свету, оформителей, костюмеров. Они уже готовые профессионалы, которых ничему не нужно учить, им только нужна работа или производство. У нас есть условия для развития, а еще мы планируем провести крупный индустриальный кинофестиваль, куда войдут несколько стран, — Китай, Казахстан, Монголия.
Более того, участвовать в питчингах тоже стало намного проще. Например, чтобы поучаствовать в питчинге Министерства культуры, нужно было иметь подтверждение, что уже собрано не менее 30% от бюджета фильма. Сейчас этих условий нет, и поучаствовать в конкурсе может любая студия, даже самая маленькая. Благодаря этому открываются очень большие перспективы».