Журналист Кирилл Кривошеев (внесен Минюстом в реестр иноагентов) пишет:
«Сразу после победы Азербайджана в войне 2020 года в регионе стали строить планы мирного сосуществования после карабахского конфликта. <…> Азербайджанцам нужен доступ в Нахичевань и Турцию — и туда легче всего попасть, восстановив советскую железную дорогу через Армению, а армянам нужен еще один выход на Россию, и, кроме как через Азербайджан, его не получить. Правда, в этом вопросе, как и везде, сработало право сильного и вместо разблокирования всех коммуникаций <…> де-факто обсуждался лишь один инфраструктурный проект — так называемый Зангезурский коридор из Азербайджана в Нахичевань через Армению.
В нем было спорно буквально все, начиная с гарантий безопасности и условий эксплуатации и заканчивая самим названием <…> У Баку появляется теоретическая возможность просто лишить Армению доступа к границе с Ираном, и тогда вместо двух окон во внешний мир у армян останется одно.
Тем не менее Азербайджан неоднократно настаивал, что коридор будет проложен во что бы то ни стало и если понадобится — даже силой. <…> Тем удивительнее прозвучало заявление помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева о том, что маршрут через Армению «утратил свою привлекательность для Баку», и вместо этого он может быть реализован через Иран. <…>
В этом контексте согласие Баку на коридор через Иран выглядит уступкой Еревану. Армянам позволяют оставаться в привычном мире и даже несколько улучшить свое положение: внешняя торговля через Грузию и Иран сохраняется, а военная угроза со стороны Азербайджана исчезает <…>. Удивительно и то, что отказ Азербайджана от дороги через Армению так легко приняли в Москве. Вице-премьер Алексей Оверчук, участвующий в переговорах по разблокировке коммуникаций, прокомментировал это так, как будто разницы с точки зрения интересов России нет вообще. <…>
На самом же деле все далеко не так просто. Так как армянские железные дороги входят в структуру РЖД, а границу Армении с Ираном охраняют российские пограничники, то это давало бы России контроль над новой транспортной артерией. <…>
Выступление армянского премьера Никола Пашиняна в Тбилиси 26 октября тоже можно назвать весьма неожиданным. Приехав на форум «Шелковый путь», он решил продемонстрировать свое видение региона <…>, но, похоже, выдавал при этом желаемое за действительное.
На большом экране демонстрировалась карта Армении, от которой исходили четыре стрелки — к Черному морю, Каспийскому морю, Средиземному морю и Персидскому заливу. <…> Картину дополнило благостное предположение замминистра территориального управления и инфраструктур Армении Акопа Варданяна о том, что в будущем Армения могла бы покупать азербайджанский газ и даже служить транзитной точкой для его поставок в Европу.
Все это звучит прекрасно, но работать могло бы лишь в том случае, если бы Армения воспринималась Азербайджаном, Россией и Турцией как равный партнер. Однако это совсем не так. <…> При этом идея Еревана получить одинаково комфортный доступ к четырем морям и двум океанам нужна лишь ему самому. <…> Единственное, что может делать Ереван в этих условиях, — укреплять связи с Грузией и Ираном. Что он по мере сил и делает <…>.
Относительно хороший и при этом не совсем фантастический сценарий для Армении, таким образом, остается лишь один. При нем Азербайджан успешно выстраивает коридор в Нахичевань через Иран и все же подписывает с Арменией какой-то договор, включающий признание территориальной целостности друг друга <…>. В таком случае у Еревана появляется возможность все же открыть границу с еще одной страной — Турцией. Торговый оборот с ней существует давно, но он целиком идет через Грузию, что делает открытие прямого маршрута ценным приобретением».
#конспектПолитРу
* внесен Минюстом в реестр иноагентов