Журналист, специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев в издании «RTVI» пишет:
«Мне кажется, в такой ситуации (если Россия попросит помощи в конфликте с Украиной у ОДКБ – Полит.Ру) Россия получит однозначный и консолидированный ответ. Да, она — лидер в ОДКБ, но тут, как говорится, “гуртом батьку бить легче”. Будь они сто раз сателлитами России и ее союзниками, им очевидно, что такие сценарии для них абсолютно неприемлемы. В Казахстане и в Кыргызстане такое развитие событий вызовет сильный политический кризис, это будет абсолютно непопулярное решение.
Россия тем временем пытается делать как раз примерно это подспудно, предлагая мигрантам подписывать контракты на военную службу. Но на это есть вполне конкретный ответ правительств вышеозначенных республик. Они открыто называют такие действия уголовно наказуемым деянием и не рекомендуют своим согражданам совершать такие поступки. Причем делается это не только со стороны государства. Есть указания от имамов соответствующих стран, что “в конфликте неверных участвовать не стоит”.
Эти страны отлично понимают, что если они согласятся выполнить такую просьбу со стороны России, то утратят свою ценность как транзитная точка для санкционных товаров, — то, за счет чего существует их экономика сейчас. Пример Беларуси перед глазами — пойдя на поводу у России, она получила все те же санкционные издержки.
В этих условиях Токаев избрал мудрую стратегию. Он с удовольствием принимает у себя Путина, встречает его в аэропорту ранним утром. Они говорят о возросшим товарообороте, об обмене и студентами и о газовом транзите. Русский язык в школах? Пожалуйста!
Но в реальности, которую президенты России и Казахстана сконструировали на последних переговорах, не было ни Украины, ни сектора Газа.
При этом стоит отметить, что проукраинские настроения в центральноазиатских республиках не только не возбраняются, но даже поощряются. Например, акимат Алматы разрешил митинг, где были озвучены такие лозунги, которые в российском информационном пространстве озвучивать и цитировать нельзя».