будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Январь 16, 2024
Конспект

Кирилл Мартемьянов — о «Христианских левых»

Журналист Кирилл Мартемьянов в журнале «Горький» рассказывает о книге Энтони Уильямса «Христианские левые»:

«Это широкая панорама дискурсов левого христианства на европейском и американском континентах с середины XIX века по сегодняшний день. В этом кроется и сила, и слабость книги. С одной стороны, она ценна уже лишь потому, что материал, с которым работает Уильямс, практически не представлен на русском языке. С другой же, текст балансирует на грани каталогизации <…>: различаются имена людей, групп, традиций, но изложение довольно-таки монотонно, а говоря проще — скучно. При этом исследование не вполне сбалансированно: например, два внушительных раздела объемом почти 90 страниц посвящены христианскому социализму в Великобритании, тогда как, скажем, феминистской теологии освобождения отведено лишь 11. Отчасти такое деление обусловлено исследовательскими симпатиями Уильямса, которые, впрочем, до последней части книги никак не проговариваются. Христианские левые для него — это прежде всего те, кто, апеллируя к Священному Писанию, борется за социально-экономическое равенство, например за сокращение или уничтожение разрывов в качестве жизни, вызванных капитализмом. <…>

Остановимся на сквозных идеях, которые, согласно Уильямсу, объединяют левых христиан разных эпох и конфессий. Прежде всего речь идет о критике капитализма, в которой особенно преуспели христианские левые в Великобритании. Для них капитализм — это система, поощряющая угнетение и умножающая неравенство, это экономика без человеческого лица, в которой одни люди обращают других в инструменты ради получения прибыли. <…>

Другая сквозная черта, без которой немыслим феномен левого христианства — это политизация идеи Царства Божьего.

Образ общества, где практики любви к ближнему превалируют над практиками эксплуатации и угнетения, «где люди работают уже не друг против друга, а друг для друга» для левых христиан невозможен в отрыве от образа Царства Божьего. Разумеется, многие христианские социалисты “срывались” — размывали границу между трансцендентным Царством и будущим строем социализма, полностью приравнивая второе к первому. <…>

В последней главе, рассмотрев полуторавековую эволюцию левого христианства, Уильямс ставит вопрос о том, насколько оно актуально сейчас. Автор констатирует, что востребованность христианства у современных левых стремительно падает по двум причинам: во-первых, их все больше заботит вопрос идентичностного равенства и все меньше — экономического.

<…> Во-вторых, именно фокус левых на проблеме (не)признания идентичности дает повод видеть в христианстве свод нормативных и потому репрессивных сексуальных кодов, которые способствуют дальнейшему угнетению. <…>

В заключение замечу, что автор “Христианских левых” не касается традиции левого христианства в православии — это не удивительно, поскольку она до сих пор не воспринята, не проработана и в достаточной мере не проявлена на практике. Так, например, проекты «христианского социализма» отца Сергия Булгакова или «христианской демократии» Федора Степуна и Георгия Федотова, сформулированные в первой половине XX века, показывают, как можно сочетать идеи классового равенства и прав человека с православной доктриной. В современной России они практически забыты, хотя обращение к ним — аналитическое и практическое — могло бы помочь разорвать дискурсивную сцепку между православием и правым консерватизмом, подобно тому, как это не без успеха делает книга Уильямса в отношении западного христианства».

читайте также
Конспект
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Конспект
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).