Журналист Кирилл Мартемьянов в журнале «Горький» рассказывает
о книге Энтони Уильямса «Христианские левые»:
«Это широкая панорама дискурсов левого христианства на европейском и американском континентах с середины XIX века по сегодняшний день. В этом кроется и сила, и слабость книги. С одной стороны, она ценна уже лишь потому, что материал, с которым работает Уильямс, практически не представлен на русском языке. С другой же, текст балансирует на грани каталогизации <…>: различаются имена людей, групп, традиций, но изложение довольно-таки монотонно, а говоря проще — скучно. При этом исследование не вполне сбалансированно: например, два внушительных раздела объемом почти 90 страниц посвящены христианскому социализму в Великобритании, тогда как, скажем, феминистской теологии освобождения отведено лишь 11. Отчасти такое деление обусловлено исследовательскими симпатиями Уильямса, которые, впрочем, до последней части книги никак не проговариваются. Христианские левые для него — это прежде всего те, кто, апеллируя к Священному Писанию, борется за социально-экономическое равенство, например за сокращение или уничтожение разрывов в качестве жизни, вызванных капитализмом. <…>
Остановимся на сквозных идеях, которые, согласно Уильямсу, объединяют левых христиан разных эпох и конфессий. Прежде всего речь идет о критике капитализма, в которой особенно преуспели христианские левые в Великобритании. Для них капитализм — это система, поощряющая угнетение и умножающая неравенство, это экономика без человеческого лица, в которой одни люди обращают других в инструменты ради получения прибыли. <…>
Другая сквозная черта, без которой немыслим феномен левого христианства — это политизация идеи Царства Божьего.
Образ общества, где практики любви к ближнему превалируют над практиками эксплуатации и угнетения, «где люди работают уже не друг против друга, а друг для друга» для левых христиан невозможен в отрыве от образа Царства Божьего. Разумеется, многие христианские социалисты “срывались” — размывали границу между трансцендентным Царством и будущим строем социализма, полностью приравнивая второе к первому. <…>
В последней главе, рассмотрев полуторавековую эволюцию левого христианства, Уильямс ставит вопрос о том, насколько оно актуально сейчас. Автор констатирует, что востребованность христианства у современных левых стремительно падает по двум причинам: во-первых, их все больше заботит вопрос идентичностного равенства и все меньше — экономического.
<…> Во-вторых, именно фокус левых на проблеме (не)признания идентичности дает повод видеть в христианстве свод нормативных и потому репрессивных сексуальных кодов, которые способствуют дальнейшему угнетению. <…>
В заключение замечу, что автор “Христианских левых” не касается традиции левого христианства в православии — это не удивительно, поскольку она до сих пор не воспринята, не проработана и в достаточной мере не проявлена на практике. Так, например, проекты «христианского социализма» отца Сергия Булгакова или «христианской демократии» Федора Степуна и Георгия Федотова, сформулированные в первой половине XX века, показывают, как можно сочетать идеи классового равенства и прав человека с православной доктриной. В современной России они практически забыты, хотя обращение к ним — аналитическое и практическое — могло бы помочь разорвать дискурсивную сцепку между православием и правым консерватизмом, подобно тому, как это не без успеха делает книга Уильямса в отношении западного христианства».