«Россия в глобальной политике» публикует текст беседы востоковеда Владимира Малявина с руководителем Китайско-российского центра по исследованию Дальнего Востока при Хэбэйском педагогическом университете, замдиректора Института иностранных языков при ХПУ Го Сяоли. В ходе беседы, поясняя суть современного китайского лозунга «Приобщение к единой судьбе человечества», Го Сяоли сказала:
«Сообщество единой судьбы человечества имеет глубокие философские и культурные корни, и его цель вполне очевидна. Речь идет о построении мировой системы безопасности на основе совместного процветания, открытости и толерантности, заботы об окружающей среде. Концепция Сообщества единой судьбы человечества предполагает: все люди должны осознать, что находятся в одной лодке, имеют общие достижения и неудачи и стремятся сделать человечество одной гармоничной семьёй. Идея сообщества имеет пять основных измерений: политика, безопасность, экономика, культура и экология.
В политической сфере требуются взаимное уважение, равноправие народов, отказ от мышления холодной войны, приверженность диалогу и сотрудничеству.
В области безопасности страны должны стремиться к урегулированию разногласий посредством консультаций и переговоров, к отслеживанию всех угроз безопасности и противодействию всем формам терроризма.
Экономическая составляющая концепции подразумевает всестороннее сотрудничество в экономической жизни с целью либерализации и упрощения процедур торговли и инвестиций, а также содействие экономической глобализации в интересах более открытого, сбалансированного и взаимовыгодного развития.
В области культуры страны и народы должны ценить мир и разнообразие цивилизаций, устранять преграды для культурного обмена, бороться со всеми проявлениями расизма и цивилизационного высокомерия. И, конечно, государства должны бороться за экологически чистый образ жизни, не допускать негативных последствий изменения климата, защищать Землю — общий дом человечества. Ключевые слова здесь — "взаимный" и "общий": взаимное доверие, взаимная выгода, всеобщее равенство, взаимное уважение и общее развитие. Это не утопия, а идеал и вектор приложения усилий всего человечества. В Китае мы говорим: "Пусть каждый любуется свой красотой и красотой других. Когда все будут любоваться прекрасным, в Поднебесной будет Великое Единство". Если мы вместе будем наслаждаться красотой всех вещей, жизнь станет прекрасна. Это относится и к каждой стране, к каждому народу, которые тоже подобны одной большой личности».
Интересно, прониклись ли этими гармоническими идеями уйгуры Синьцзяна? В полной ли мере наслаждаются своей красотой и красотой других?