Журнал «Горький» опубликовал фрагмент книги Джоан Кэшин «Насущный хлеб сражений» о коллективной памяти южан после Гражданской войны в США:
«Коллективная память послевоенного Юга оказалась столь же непростой, как и сама война <…>.
Что касается поведения обеих армий, сразу после войны некоторые белые южане признавали, что солдатам в сером случалось вредить мирным жителям. <…> Джон Майнор Боттс из Виргинии <…> осуждал сторонников сецессии и политиков-конфедератов, которые защищали интересы плантаторских элит и ради этого заставили своих сограждан пережить все ужасы войны. После заключения мира жители Атланты, поддерживавшие северян, попытались воздвигнуть памятник Аврааму Линкольну, однако им не удалось собрать достаточно денег. <…>
Вскоре сторонники Конфедерации уже не желали об этом вспоминать. Когда момент искренности остался в прошлом, все преступления армии Юга оказались забыты. Этот загадочный процесс начался сразу после того, как южанам удалось оправиться от начального потрясения, и его результатом стало формирование категорически неточного нарратива о Гражданской войне. <…>
Объяснить этот феномен непросто, даже если учесть, что подобные ложные толкования имели место и после других конфликтов и войн <…>. Может быть, мирным жителям было стыдно за собственную армию? Или они не хотели порицать своих родственников, друзей и соседей за совершенные теми проступки? Или речь идет о перенаправлении гнева — с армии Конфедерации на армию Союза? В конце концов, достаточно было оглядеться вокруг, чтобы увидеть множество свидетельств вреда, причиненного мирным жителям армией Юга, и некоторые ветераны сами признавали, что им случалось притеснять своих же сограждан. <…>
Белые южане — сторонники Конфедерации — безуспешно старались найти решение проблемы общей ответственности. <…> Многие бывшие конфедераты стремились воспитать в молодежи враждебное отношение к янки. Уильям Д. Гейл, ветеран из Теннесси, заявил в 1865 году, что они с женой намеренно учили своего сына ненавидеть северян. Он использовал кулинарную метафору: по его словам, ненависть к Северу стала тем «маслом», которое его сын намазывал на хлеб. И вскоре в памяти Юга закрепилось представление о бесчинствующих янки. Так было проще, чем взглянуть в лицо фактам и признать весь тот вред, который армия белых южан причинила другим белым южанам и стране, в которой все они жили.
И действительно, война нанесла огромный вред человеческим ресурсам белого населения Юга — в особенности таким нематериальным ценностям, как способность здраво определять приоритеты и творчески подходить к решению политических, экономических и социальных проблем. После любой катастрофы <…> выжившие опираются на крепкие связи внутри общины, однако в ходе Гражданской войны бол́ьшая часть таких связей оказалась разорвана. <…> Эта потеря оказалась катастрофой в той же мере, в какой ею было уничтожение материальных ресурсов.
Сторонники Конфедерации утратили способность честно рассказать обо всем, что случилось, — а именно, о том, что армия Юга ничуть не уступала армии Севера, когда речь шла об эксплуатации мирного населения, и что многие белые южане с самого начала противостояли Конфедерации и раз за разом помогали армии США. <…> Казавшиеся неоспоримыми задокументированные факты начисто исчезли из общественной памяти».