Профессор РГГУ Сергей Зенкин пишет:
«Коллективное покаяние, которого некоторые требуют от нашего народа, если и совершится, то нескоро, может быть через одно-два поколения.
Почему? Нет, не из-за того, что у нас тут сплошь неисправимые жестоковыйные грешники; такое объяснение – дешевый эссенциализм, настоящая логика более сложная.
Повиниться и покаяться в чем-то индивидуально может каждый – и ребенок, и слуга, и арестант; а вот чтобы сделать это всем вместе, необходим сплоченный, уверенный в себе коллектив.
Иначе раскаяние окажется разве что принудительным и ничего не стоящим – можно заставить в чем-то каяться всех обитателей тюремной камеры, но кто же им поверит?
Для коллективного раскаяния нужны свобода и сила, это, выражаясь в терминах Ницше, господский, а не рабский жест. Это жертва символического капитала, которую могут позволить себе не все, потому что капитал сперва необходимо накопить. Чтобы вместе покаяться, надо, чтобы вас уважали, – именно так, не наоборот.
Например, Германии для осознания своей вины за нацизм потребовалась не просто смена поколений, но и «экономическое чудо» 50-х годов, и вступление в НАТО и Европейское экономическое сообщество – вообще, возвращение страны в число ведущих и уважаемых держав.
Преодолев послевоенное унижение и ресентимент (рабское чувство), можно было заняться национальной самокритикой в лице всего народа, а не только отдельных, особо сознательных его представителей.
Коллективная совесть опирается на коллективный успех, а разгромленная и нищая страна не могла покаяться всерьез.
Нашей стране, чтобы критически осмыслить ее нынешнюю историю, тоже предстоит пройти долгий путь <…>. Нужно будет восстановить себя как сознательную нацию – а сегодня политическое сознание в ней порушено, во многом заботами ее же правительства. Нужно будет отбросить сказку о «вставании с колен», при котором полную волю получали разные кромешники, а народ старались привести к состоянию сытых и безгласных рабов. И нужно будет добиться настоящего, признанного национального успеха – экономического, политического или еще какого <…>».