Постоянный участник нашего проекта «После», юрист и политолог Владимир Пастухов говорит о новых законах, меняющих правила призыва в армию, на своем YouTube-канале «Пастуховская кухня»:
«Нет, это конечно не введение военного положения в стране. И я даже допускаю, что на поверхности событий завтра, послезавтра, послепослезавтра может ничего не произойти. И это мера, которая возникла вследствие работы над ошибками. То есть кто-то взял и теперь оттянул пружинку на мышеловке, и она ждет свою мышку. Не обязательно, что эту пружинку опустят. Вот такая интересная мышеловка, что мышка может несколько дней бегать туда-обратно, месяц бегать туда-обратно. Но в какой-то момент эта мышеловка обязательно опустится. И какая мышка в это попадется, той не повезло. Это на самом деле подтверждение того, что власть не шутит.
Я понимаю, что на самом деле значительная часть интеллигенции, … городских каких-то слоев … живут с тем ощущением, что это всё дурной сон. И что если это как-то пересидеть, то оно рассосется. А власть им как бы говорит, что … это надолго, что мы готовимся противостоять всему Западу, что мы великая цивилизация, которая никогда не преклоняла колени. Ну, и все как-то всё пропускают мимо ушей. <…>
А власть всерьез готовится к круговой обороне. <…> Власть больше не хочет оказываться в том положении, в котором она находилась в сентябре прошлого года, когда ей понадобилось резко загнать людей в армию, и вдруг выяснилось, что люди ломанулись через все границы. <…> На самом деле это была пощечина. <…> Какое государство может такое вынести?
Они не рискнули тогда противостоять этому движению. Но не потому, что они человеколюбивые, а потому что они просто поняли, что у них нет ресурсов … этот поток остановить. У них нет инфраструктуры, у них нет механизмов, они не знают, кого ловить, они оказались абсолютно не готовыми к проведению мобилизации. У них не было баз данных, у них не было синхронизации, у них не было людей, у них не было камер, у них не было механизмов возврата. <…>
И это был позор. И этот позор продали как либерализм. То есть государство провалилось с мобилизацией на самом деле … и пережило эту картину общенационального унижения. <…>
На самом деле какая картинка была. Вместо картинки единодушно выстроенных добровольцев, которые эшелонами едут на фронт, была картинка штурмующих … казахскую, грузинскую границу, границу стран Балтии.
Умылись, но злобу затаили. И в течение полугода аккуратно вынашивали ответку. Сейчас эта ответка прилетела. <…> Это такой game changing план, который объявляет теперь человека призванным по дефолту.
То есть сейчас нет этой ситуации, при которой можно играть в кошки-мышки с государством».