Экономист Владислав Иноземцев (внесен в реестр иностранных агентов – Полит.Ру) пишет:
«Мне кажется, что злорадствовать над неудачей российской космонавтики не стоит – надо просто признать, что самого этого феномена не существует.
То, чей конец стал очевиден в эти выходные – это не российская, а советская космонавтика. Все российские запуски выполнялись на ракетах семейств «Союз» и «Протон», разработанных в СССР в 1950-х и 1960-х годах <…>, почти в полтора раза менее мощном, чем «Протон», который успешно реализовал миссию «Луны-24» в 1976 г. <…> – новая «Ангара», ровесник независимой России <…>, с полезной нагрузкой пока так и не летала. Для сравнения – в США эксплуатация ракеты «Сатурн-V» закончилась ещё в 1975-м; её сменили корабли многоразового использования, а в 2010-х – ракеты Falcon от Space X. До 2000 г. Россия эксплуатировала советскую станцию «Мир», а в конце 1990-х – отчасти за счёт NASA – приняла участие в строительстве МКС. Собственно говоря, это всё, что было сделано за эти годы. Россия не запустила ни одной миссии за пределы околоземных орбит – полеты к Венере оборвались в 1978 г., к Марсу – в 1988-м, комету Галлея советские аппараты исследовали в 1984-м. С тех пор в основном мы видим макеты и слышим обещания.
<…> Я не склонен осуждать российских учёных и конструкторов – они, уверен, делают для успехов космических миссий всё возможное. Проблема, однако, заключается в том, что мир переходит на новые технологические и экономические алгоритмы, чего мы упорно не хотим. Вспоминая слова В.Путина, сказанные в 2010 г. <…>, сложно отделаться от ощущения, что вторая часть фразы идеально относится к российской космической программе.
Советский Союз просуществовал 69 лет и оставил в истории человечества неизгладимый след, в том числе и как пионер космической гонки. Но советской космической программе, ведущей отсчёт с 1957-го, сегодня всего на три года меньше, чем было СССР в момент его кончины. И то, что происходит сегодня, свидетельствует: из неё выжато не меньше, чем из Советского Союза к концу 1980-х».