Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Политолог Константин Калачев поделился соображениями о генезисе российской элиты: в начале нулевых она делилась на две группы — бывших «олигархов» из девяностых, а также примкнувших к ним либералов во власти, и «соратников Путина», лично обязанных вождю карьерами и капиталами. Запад для них чужой, любой каприз президента — закон, и сейчас победа за ними. Проблемой для режима остается молодежь, не восприимчивая к идеологии путинской элиты, но нынешний конфликт с Западом может оказаться хорошим способом, чтобы эту проблему решить.
Журналист Максим Трудолюбов рассказал, как Путин, поверивший, что подлинная цель Запада — лишить лично его власти, поломал все инструменты влияния, которые остались ему в наследство от СССР и ельцинской эпохи. «Парадоксально, что подаренные ему преимущества не успокаивали чувство, что ему все должны, а только усиливали. Теперь у него остались только силовые методы воздействия на мир», — пишет Трудолюбов.
Также мы следили за заочной дискуссией историка Тамары Эйдельман и политолога Фёдора Крашенинникова. Эйдельман описала свое видение школьной реформы, упомянув, помимо прочего, необходимость люстраций для тех, кто при работе в школе слишком увлекся демонстрацией гиперлояльности. Крашенниников, сосредоточившись на этой теме, возразил: «Вопросов два: 1) кто будет инициировать этот процесс в условиях активного ему сопротивления всех причастных к нынешнему режиму 2) кто конкретно будет его проводить на местах с учетом опять-таки того обстоятельства, что изговнякались все элиты?»
Кстати, в ближайшее время «Полит.Ру» планирует поговорить с Тамарой Эйдельман для проекта «После».
Исследовательский проект политика Алексея Миняйло «Хроники» опубликовал результаты исследования о том, как изменилась жизнь россиян за месяц спецоперации. Доходы семей падают, многие испытывают тревогу и депрессию, многие успели поссориться с близкими в процессе обсуждения новостей.
В проекте «После» — беседа с журналистом Кириллом Харатьяном об ошибках прошлого, не проведенной вовремя декомунизации и о том, почему представители медиа тоже несут часть ответственности за происходящее теперь с Россией. А еще — большое интервью с экономистом Вячеславом Широниным о национальных особенностях принятия решений и о том, есть ли шанс от этих особенностей хоть когда-нибудь избавиться.
И не пропустите колонку Ивана Давыдова — о том, как и зачем государство (не в первый уже раз) пытается превратить школьные уроки истории в специфический инструмент пропаганды. Отвертится ли на этот раз начальная школа? И мыслимы ли здесь вообще хоть какие-то возрастные границы? «Не удивлюсь, если появятся в России специально назначенные государственные люди, которым внутрь беременных поручат кричать правильные тезисы. Начинать сражение за молодежь никогда не рано», — пишет Давыдов.
Наверняка мы пропустили какие-нибудь важные тексты и видео. Расскажите нам о них: есть ведь комментарии в telegram-канале Полит.Ру (на который всем людям доброй воли, разумеется, следует подписываться).