Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Декан экономфака МГУ Александр Аузан рассуждает о перспективах российской экономики: «Завтра у нас будет плохим и тяжелым, поэтому нужно думать про послезавтра, чтобы оно было лучше. Сколько продлится "завтра"? Я думаю, что года три, включая полгода, которые уже прошли. Эти три года экономика будет адаптироваться к удару невиданной силы. <…> Что будет в эти три года, что уже началось? В принципе, живой организм реагирует на резкое ухудшение среды упрощением. Поэтому первый процесс, который уже пошел, — сбрасываются сложные отрасли. <…> Второй важный процесс — технологическая деградация. <…> Третий процесс — это деградация институтов, замена их другими институтами».
Политолог Константин Калачев рассказывает о последствиях государственной милитаризации детства: «Дети, подрастая, переосмысливают опыт родителей. Навязчивый ура-патриотизм просто набьет оскомину. И это жаль. Патриотизм нужен. Но не квасной или сивушный. Уважение к армии нужно, но не ценой отказа от гуманизма».
Политолог Алексей Макаркин анализирует данные исследования об отношении жителей столицы к РПЦ: «В целом число жителей столицы, доверяющих РПЦ, снизилось с 55 % в 2015 году до 28 % в 2021-м. Среди верующих доверие за этот период уменьшилось с 72 % до 43 %. Среди нерелигиозного населения — с 15 % до 5 %. Что произошло? <…> … есть и политический фактор — особенно с учетом того, что в Москве существенно шире оппозиционные настроения, чем в провинции. Церковь воспринимается как союзница государства, к тому же продвигающая и собственные интересы».
Журналист Юрий Сапрыкин разбирается с культурной политикой государства: «Установка на контроль за содержанием из иного представления о культуре: культура — это не просто отрасль экономики, фабрика впечатлений или генератор "современности", а область социальной инженерии. Культура важна тем, что влияет на умы. Это набор моделей, формирующих массовое сознание: то, во что люди будут верить, и то, как они будут себя вести. В культуре, понимаемой как инструмент "современности", не так важно, что именно показывает условная Третьяковка или "Гоголь-центр", — важно, что они способны расшевелить сознание, вызвать интерес, задать вопросы, дальше зритель разберется сам. В культуре, понимаемой как инструмент воспитания, только это и важно. Покажешь людям картину "Едоки картофеля" — они решат, что есть картофель очень грустно; не настолько примитивно, но примерно так».
А еще выяснилось, что самое популярное домашнее животное в России — кошка. И это дает повод надеяться, что будущее у родины все-таки есть.
Кстати, о будущем. В проекте «После» — сразу два разговора. Продолжаем беседовать с политологом и юристом Владимиром Пастуховым. На этот раз о том, какая форма правления нужна России и как нам перепридумать республику. А поэт Линор Горалик рассказывает о своем проекте «Новости 26» и о том, как теперь (и зачем) разговаривать с детьми о политике. Дети ведь и есть наше «После».
Читайте Полит.Ру!