Самое интересное из наших конспектов за минувшую неделю:
Политолог Михаил Виноградов предупреждает, что искать виноватых в недостаточно грандиозных победах могут в очень неожиданных местах: «Телеграм-каналы намекают, что решение о мобилизации было принято вскоре после встречи с "военкорами". Вне зависимости от достоверности — идеальный вариант для заполнения вакуума во вопросе о том, кто всё это придумал. С одной стороны, люди довольно приметные, чтобы все в это поверили. С другой — недостаточно системны для того, чтобы кто-то всерьез выступил в их защиту».
Борис Гребенщиков показывает, чем позднесоветское общество отличалось от нынешнего: «…советские люди росли в ситуации двоемыслия. Официально нужно было говорить вот это, а неофициально — совсем другое. Мы это впитали с молоком матери. Я же это помню. Вот по телевизору что-то показывают, и все знают, что это ложь. Что на улицах совершенно другое говорят, думают, чувствуют. И связи между одним и другим, между вымышленным Советским Союзом и реальной жизнью, не было никакой. Так что тому, что говорилось официально, никто заведомо не верил. Об этом не было и речи. Это не та ситуация, как сейчас, когда огромное количество людей, живущих в России, бьется за то, чтобы сделать демоническую мечту былью, потому что их обработали так, что они полностью забыли, что у них есть там душа, сознание и совесть».
Знаменитый Евгений Пригожин обращается к представителям «системной оппозиции»: «…господ "говорунов" призываю собраться в кучу и возглавить подразделения типа ЧВК Вагнера. А тем, кто не имеет организаторских способностей, взяться за автоматы или хотя бы саперные лопатки. Вот истинная польза. Вот истинное служение Отечеству».
Политолог Николай Петров также размышляет о теме грядущего и неизбежного поиска виноватых: «На данный момент есть точка роста для антимосковских волнений. Это неизбежный эффект любого кризиса. В 1990-е годы мы наблюдали москвоборчество. Тогда на конкурентных местных выборах побеждали кандидаты, которые клеймили Москву за то, что она зажралась, концентрирует все финансовые ресурсы страны и живет намного лучше, чем другие регионы. Сегодня антимосковские настроения неизбежны и по политическим причинам в связи с мобилизацией, и по финансово-экономическим».
А писатель Борис Акунин напоминает, что всегда у нас есть возможность и даже обязанность — делать свое собственное дело: «Я к чувству вины отношусь так. Если оно тебя деморализует и ты только покаянно ерзаешь на коленях да посыпаешь голову пеплом — тебе грош цена. Это я про тех, кто хнычет: "Нам, русским, надо просто заткнуться" (и, видимо, спрятать голову в песок). Если же чувство вины (а мне больше нравится слово "ответственность") побуждает человека не "затыкаться", а действовать, то это хорошее и правильное чувство».
В проекте «После» — разговор с востоковедом Андреем Ланьковым: о том, как в обеих Кореях воспринимают глобальные мировые события (и российско-украинский конфликт в том числе), об «отмене русской культуры», о медийных истериках и об опыте пандемии.
Не пропустите также колонку Ивана Давыдова о новом языке, на котором заговорила с нами окружающая реальность.
В «Публичных лекциях Полит.ру» на этой неделе психолог Анна Край расскажет, что такое gender studies в науке и обычной жизни. Приходите обязательно!
И читайте Полит.ру!