Самое интересное из наших конспектов за неделю:
Директор Фонда поддержки военно-патриотического кино Максим Ксензов делится планами: «У нас есть проект стратегии развития фонда, там мы сформулировали те аудиторные признаки, с которыми нам надо работать, разделили их по возрастам. Когда мы объявляем отборы, мы задаем направленность фильма. Например, "Ребята нашего двора" — фильмы о детях и подростках, "Выйти замуж за офицера" — мы хотим пробудить не только у мальчиков, но и у девочек желание защищать страну и, главное, желание любить тех, кто защищает страну, и поддерживать их». А ведь хорошие, наверное, зарплаты в Фонде поддержки военно-патриотического кино, как думаете? Мы вот думаем, что хорошие.
Политолог Григорий Голосов говорит, что обыкновенные мы люди. Не хуже других: «...могу констатировать, что теория о качественных различиях между гражданами России и других стран по параметрам актуальной и возможной поддержки демократии в целом не подтверждается. Особенности, конечно, есть, но многие страны успешно перешли к демократии и продолжают ее поддерживать при очень сходных характеристиках массового сознания. Дело не в народе, а в политике».
Культуролог Александр Эткинд считает, что российская пропаганда превратилась в некое подобие секты: «Нынешняя российская пропаганда оторвана от действительности примерно так же, как оторваны от нее самые радикальные формы религии, которые обычно называют сектантством. Большие вселенские церкви за столетия своего существования, за многие поколения приспосабливаются к меняющейся человеческой реальности и к реальности природы — экономической, этической, психологической. К физической, наконец, реальности человека, к его рождению и смерти. А радикальные сектанты склонны отрицать эти реальности и строить свои системы на их отрицании. То есть на отрицании реальностей, очевидных здравому смыслу. Примерно так же действует и российская пропаганда».
И словно для того, чтобы проиллюстрировать эту мысль, Александр Михайлов, директор некоего «Бюро военно-политического анализа», юродствует: «На Западе подзабыли, как выглядит ядерный гриб. Забыли, потому что мы не проводим ядерные испытания, а нужно давно поставить вопрос на парламентском уровне. Может, пора прекратить держать себя в договоре о запрете ядерных испытаний в трех средах и начать заново испытывать и демонстрировать? У нас есть ядерный полигон для этого, у нас есть средство аудио- и видеофиксации, мы можем всё это показать по телевизору и интернету. Надо показывать, без этого мы не будем убедительны».
А литературный критик Галина Юзефович просто напоминает о важном: «Перекладывать вину за происходящее с нами сегодня на давно умерших классиков, живших и писавших в принципиально иных культурных и социальных условиях, по меньшей мере странно. Если бы речь шла не об обществе, а об отдельном человеке, подобный ход мыслей мы бы, скорее всего, назвали инфантильным и незрелым. Виновен ли Тургенев в том, что мы забыли дома зарядник от телефона и в результате пропустили важный звонок? Следует ли взыскать с Толстого за потерянные ключи? А с Достоевского — за несделанную домашку? Сами вопросы выглядят абсурдно, однако их очевидная абсурдность почему-то не мешает нам при переходе на более высокий уровень всерьез обсуждать ответственность русских классиков за то, в чем виноваты только и исключительно мы сами».
В нашем проекте «После» — большой разговор с главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Фёдором Лукьяновым о том, навсегда ли наш нынешний «развод» с Европой, о том, стоит ли бояться «поворота на Восток», и о том, какое место могла бы занять Россия в необратимо меняющемся мире.
В Публичных лекциях Полит.ру на этой неделе журналист Андрей Громов деконструирует ура-патриотические мемы. «Своих не бросаем», «У России только два союзника» и т. п. Подлинная история избитых цитат как способ прояснить государственную идеологию. Москва, четверг, 16 декабря, 19:00, клуб «Клуб» (Покровский б-р, д. 6/20, с. 1). Приходите!
И, конечно, читайте Полит.ру!