Самое интересное из наших конспектов за неделю:
Историк Владислав Аксенов — о патриотизме: «В конце XIX — начале XX века многие философы независимо друг от друга приходят к выводу, что именно ресентимент составляет основу патриотического чувства. Следовательно, патриотизм как идеология виновен в развязывании войн. Например, в России с этими позициями выступал Л.Н. Толстой. Р. Михельс приходил к тем же выводам и обращал внимание, что патриотизм перенаправляет интересы человека в сторону абстрактных категорий, в результате чего патриот забывает о живых людях. Патриотизм — возвеличивание мертвого и абстрактного, в жертву которому приносятся живые люди. <…> Дискуссии о патриотизме нередко превращаются в споры эмпата с психопатом».
Журналист Сергей Голубицкий — о грядущем конфликте государства с искусственным интеллектом: «Существует только два способа задержать распространение враждебной для государства технологии: на уровне психологии человека либо на уровне самой технологии. В первом случае государство прилагает титанические усилия, направленные на максимально широкую дискредитацию в обществе любых технологий, реализующих идею децентрализации социальных отношений. Во втором случае государство пытается противопоставить враждебной технологии децентрализации технологию удержания общества под своим контролем».
The Economist — о логике современных войн: «Гражданские войны всё чаще выходят на международный уровень. В 1991 году иностранные державы были вовлечены только в 4 % военных конфликтов от их общего числа. Согласно исследовательскому проекту по мониторингу войн Uppsala Conflict Data Programme, к 2021 году уровень участия зарубежных сил вырос в 12 раз, достигнув отметки в 48 %. За прошедшее десятилетие этот процесс определялся отказом США от роли мирового полицейского, в то время как региональные державы стали заполнять образовавшийся вакуум: Россия и Турция спорят из-за Ливии и Сирии; Саудовская Аравия и Иран ведут прокси-войну в Йемене; Египет поддерживает генерала армии Аль-Бурхана в суданском внутреннем противостоянии с вооруженными группировками под руководством Хемедти, которому благоволит Россия».
Политолог Сергей Старовойтов — о перспективах ультрапатриотов: «Цитату режиссера Боякова (друга Прилепина) о том, что нужно лишить женщин избирательного права, сейчас активно форсят как пример дикости русских ультраконсерваторов. Вместе с еще рядом заявлений подобного рода (инициативы Миронова, Слуцкого, Милонова) это позволяет довести до абсурда, карнавализировать любые, даже здравые идеи. Загнать патриотов в маргинальную нишу городских сумасшедших. Что полностью соответствует задачам следующего политического периода — после СВО, когда "разгневанные патриоты" будут своей активностью только мешать госзадачам, — поэтому лучше их представить фриками заранее, чем потом применять гораздо более радикальные меры».
Постоянный участник нашего проекта «После», юрист и политолог Владимир Пастухов — о причинах успешности российской пропаганды: «Сейчас этот вот обыватель … оказался уязвим. <…> Почва благодаря ему стала очень подходящей. Но не для интернационал-большевизма с его большими заскоками и интенцией осчастливить всё человечество, а для национал-большевизма с его интенцией осчастливить именно этого конкретного бюргера. Чтобы он мало того, что жевал хорошую колбасу, ездил на хорошей машине... Так вот, к этому еще надо величие ощущать, чтобы где-то там твоя армия кого-то побеждала, чтобы "отсель грозить мы будем миру"».
Кстати, про «После». В проекте «После» — большая беседа с писателем Дмитрием Даниловым о России будущего — зажиточной, свободной и сильной.
Еще: 27 апреля, в 19:00 в клубе «Клуб» (Москва, Покровский б-р, д. 6/20, с. 1) в рамках Публичных лекций Полит.ру психолог Анна Лестрейндж расскажет сложностях самоопределения сегодня и о том, как эти сложности преодолевать.
Приходите! И, конечно, читайте Полит.ру!